Рабочая программа воспитания на уровень основного общего образования МКОУ ООШ№34 (1)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 34 ИМЕНИ И.Д.ДЕРЯВКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АБИНСКИЙ РАЙОН

УТВЕРЖДЕНА
приказом МКОУ ООШ№34
от 01.03.2021 № 64

Рабочая программа воспитания
МКОУ ООШ№34
на уровень основного общего образования

Содержание
Особенности воспитательного процесса в школе
Цель и задачи воспитания
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Основные направления самоанализа воспитательной работы

Особенности воспитательного процесса в школе
Воспитание в школе – это процесс формирования личности ребенка, в
котором непосредственно участвуют педагоги школы, школьники и их
родители и социум. Основные принципы сотрудничества педагогов и
детей, которые неукоснительно соблюдает наша школа, обеспечивают:







соблюдение законности и прав детей и их семей;
соблюдение конфиденциальности информации о ребенке и семье;
создание безопасной и психологически комфортной образовательной
среды как для детей, так и для взрослых;
создание детско-взрослых объединений;
проведение КТД;
системность, целесообразность и оригинальность воспитательных
мероприятий.

МКОУ ООШ№34(далее – школа)
находится в хуторе Лениском
Абинского района Краснодарского края и функционирует с 1926 года.
Контингент обучающихся и их родителей сформирован из жильцов,
заселяющих х.Ленинский. В связи с этим школа имеет сформировавшиеся
принципы и традиции воспитательной работы. Ученики знакомы с
особенностями работы школы по рассказам своих родителей и старших
братьев и сестер, которые также обучались в нашей образовательной
организации. Все это помогает детям быстрее адаптироваться к школьным
условиям.
В х.Ленинском имеется детский сад №27, сельская библиотека, филиал
Ольгинского КДЦ. В 2020/2021 учебный год школа сотрудничала с МБУ
ДОД «Дом детского творчества» г.Абинска.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на
следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:




неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье,
приоритета
безопасности
ребенка
при
нахождении
в
образовательной организации;
ориентир на создание в образовательной организации
психологически комфортной среды для каждого ребенка и
взрослого,
без
которой
невозможно
конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов;






реализация процесса воспитания главным образом через создание в
школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей
и педагогов яркими и содержательными событиями, общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к
другу;
организация основных совместных дел школьников и педагогов
как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
системность, целесообразность и творческий подход к воспитанию
как условия его эффективности.

Школа сформировала следующие традиции воспитательной работы:
1) стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов (линейки, посвященные Дню Знаний и
Последнему звонку, день самоуправления в честь Дня учителя,
Новогодние огоньки, День защитника Отечества, мероприятия к Дню
Победы;
2) важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых
для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
3) в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
4) в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность
между классами, поощряется конструктивное межклассное и
межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная
активность;
5) педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений,
на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений;
6) ключевой фигурой воспитания в школе является учитель, реализующий
по отношению к детям в том числе защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

Цель и задачи воспитания
Современный
национальный
воспитательный
идеал
—
это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых
для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество,
природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая
цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное
развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых
знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально
значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение
позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно
сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий
самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские
отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты на уровне начального общего образования, которым
необходимо уделять чуть большее внимание в начальной школе. Главный
приоритет – создание благоприятных условий для усвоения школьниками
социально значимых знаний – основных норм и традиций того общества, в
котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего
школьного возраста – самоутвердиться в своем новом социальном статусе

школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к
носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения.
Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и
воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения
школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых
отношений школьников и накопления ими опыта осуществления
социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском
возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:















быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью),
братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и
заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для
ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе —
час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить
начатое дело до конца;
знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу,
город, село, свою страну;
беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями
в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по
возможности, о бездомных животных в своем дворе;
подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым
мусором улицы, леса, водоёмы);
проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться
решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность,
ценить знания;
быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый
образ жизни;
уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности
помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к
людям иной национальной или религиозной принадлежности,
иного имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться
быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед
собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и
действовать самостоятельно, без помощи старших.

Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка
этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный
мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования
других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему
педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной
категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение
поставленной цели,позволит ребенку получить необходимые социальные
навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире
человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию
с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного
социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных
жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в
сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников
способствовать решение следующих основных задач:












будет

реализовывать воспитательные возможности общешкольных
ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного
планирования, организации, проведения и анализа в школьном
сообществе;
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании
школьников, поддерживать активное участие классных сообществ
в жизни школы;
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения, работающие по школьным программам внеурочной
деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм
занятий с учащимися;
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как
на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
поддерживать деятельность функционирующих на базе школы
детских общественных объединений и организаций;
организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;





организовать работу школьных медиа, реализовывать их
воспитательный потенциал;
развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать
ее воспитательные возможности;
организовать работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное
решение проблем личностного развития детей.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов,
что станет эффективным способом профилактики антисоциального
поведения школьников.

Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое
из них представлено в соответствующем модуле.
1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в
которых принимает участие большая часть школьников и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются
совестно педагогами и детьми. Ключевые дела обеспечивают
включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют
интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к
происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает
преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору
мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие
формы работы.
На внешкольном уровне:


проводимые для жителей и организуемые совместно с семьями
учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали,
представления, которые открывают возможности для творческой
самореализации школьников и включают их в деятельную заботу
об окружающих.






участие во всероссийских акциях, посвященных значимым
отечественным и международным событиям.
Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые обучающимися и педагогами школы дела
благотворительной, экологической, патриотической, трудовой
направленности.
Проекты «Твори добро», «Экодесант», «Веселые каникулы»,
«Чистые берега» и др.

На школьном уровне:






разновозрастные сборы – ежегодные многодневные выездные
события, включающие в себя комплекс коллективных творческих
дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая
общность,
характеризующаяся
доверительными,
поддерживающими
взаимоотношениями,
ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического
комфорта, доброго юмора и общей радости.
общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела,
связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными
датами и в которых участвуют все классы школы.
торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом
учащихся на следующую ступень образования, символизирующие
приобретение ими новых социальных статусов в школе и
развивающие школьную идентичность детей.

На индивидуальном уровне:







вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела
школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов,
постановщиков,
исполнителей,
ведущих,
декораторов,
музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за
костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и
встречу гостей и т.п.);
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки,
проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со
сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами
и другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения ребенка через частные
беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими

детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка,
через предложение взять в следующем ключевом деле на себя
роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу
с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного
ему класса; работу с родителями учащихся или их законными
представителями.
Работа с классным коллективом:









инициирование и поддержка участия класса в общешкольных
ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их
подготовке, проведении и анализе;
проведение социометрии и анкетирования;
организация интересных и полезных для личностного развития
ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса
(познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовнонравственной, творческой, профориентационной направленности),
позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми
разными потребностями и тем самым дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить
доверительные отношения с учащимися класса, стать для них
значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
проведение классных часов как часов плодотворного и
доверительного общения педагога и школьников, основанных на
принципах уважительного отношения к личности ребенка,
поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе,
предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия
решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной
среды для общения.
сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение
и командообразование; однодневные и многодневные походы и
экскурсии,
организуемые
классными руководителями и
родителями; празднования в классе дней рождения детей,
включающие
в
себя
подготовленные
ученическими
микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и
розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера,
дающие
каждому
школьнику
возможность
рефлексии
собственного участия в жизни класса.



выработка совместно со школьниками законов класса,
помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым
они должны следовать в школе.

Индивидуальная работа с учащимися:








изучение особенностей личностного развития учащихся класса
через наблюдение за поведением школьников в их повседневной
жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в
играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в
организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным
проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами
бесед классного руководителя с родителями школьников, с
преподающими в его классе учителями, а также (при
необходимости) – со школьным психологом.
поддержка ребенка в решении важных для него жизненных
проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или
учителями,
выбор
профессии,
вуза
и
дальнейшего
трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема
трансформируется классным руководителем в задачу для
школьника, которую они совместно стараются решить.
индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто
фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные
достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с
классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в
конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его
родителями или законными представителями, с другими
учащимися класса; через включение в проводимые школьным
психологом тренинги общения; через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями-предметниками в классе:
 Регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений
и требований педагогических работников по ключевым вопросам
воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между
учителями-предметниками и обучающимися.
 Проведение мини-педсоветов, направленных на решение
конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных
влияний на обучающихся.

 Привлечение
учителей-предметников
к
участию
во
внутриклассных делах, дающих педагогическим работникам
возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся,
увидев их в иной, отличной от учебной, обстановки.
 Привлечение учителей-предметников к участию в родительских
собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и
воспитания обучающихся.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:










регулярное информирование родителей о школьных успехах и
проблемах их детей, о жизни класса в целом;
помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и
учителями-предметниками;
организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания
школьников;
создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и
решении вопросов воспитания и обучения их детей;
привлечение членов семей школьников к организации и
проведению дел класса;
организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:




вовлечение школьников в интересную и полезную для них
деятельность,
которая
предоставит
им
возможность
самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания,
развить в себе важные для своего личностного развития социально
значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах;
поощрение педагогами детских инициатив и детского
самоуправления.

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов:

1) познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на передачу школьникам социально значимых знаний,
развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к
экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам
нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и
научную картину мира.
2) художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности,
создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации
школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей,
формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание
ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовнонравственное развитие.
3) проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников,
воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать
других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо
относиться к разнообразию взглядов людей.
4)
туристско-краеведческая
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему
краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и
ответственности
школьников,
формирование
у
них
навыков
самообслуживающего труда.
5) спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной
деятельности, направленные на физическое развитие школьников,
развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к
здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности,
формирование установок на защиту слабых.
4. Модуль «Школьный урок»
Реализация учителями начальных классов воспитательного потенциала
урока предполагает следующее:




установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к
обсуждаемой
на
уроке
информации,
активизации
их
познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и













сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные
на уроке знания обыгрываются в театральных постановках;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и
групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления
собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
5. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном

вопросе. Работа с родителями или законными представителями
школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм
деятельности.
На групповом уровне:









Совет родителей, участвующие в управлении образовательной
организацией и решении вопросов воспитания и социализации их
детей;
семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям
площадку для совместного проведения досуга и общения;
родительские дни, во время которых родители могут посещать
школьные уроки и внеурочные занятия для получения
представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе;
общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания
школьников;
родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также
осуществляются виртуальные консультации психологов и
педагогов.

На индивидуальном уровне:







работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в
случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и
воспитанием конкретного ребенка;
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной
направленности;
индивидуальное консультирование c целью координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.

6. «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой
кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной,
культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно
относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого
поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в
экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания
у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них

навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и
эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию
своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности
реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:






регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного
дня, организуемые учителями начальных классов и родителями
школьников: в музей, в картинную галерею, в технопарк, на
предприятие, на природу;
литературные,
исторические,
биологические
экспедиции,
организуемые учителями и родителями школьников в другие
города или села для углубленного изучения биографий
проживавших
здесь
российских
поэтов
и
писателей,
произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь
природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;
турслет с участием команд, сформированных из педагогов, детей и
родителей школьников, включающий в себя, например:
соревнование по технике пешеходного туризма, соревнование по
спортивному
ориентированию,
конкурс
на
лучшую
топографическую
съемку
местности,
конкурс
знатоков
лекарственных растений, конкурс туристской кухни, конкурс
туристской песни, конкурс благоустройства командных биваков,
комбинированную эстафету.
7. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии
ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает
атмосферу психологического комфорта,
поднимает настроение,
предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному
восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка
осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической
средой школы как:


размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой
творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг
друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего
школьников с разнообразием эстетического осмысления мира;
фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе
(проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах,
встречах с интересными людьми и т.п.);













озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых
аллей, оборудование во дворе школы беседок, спортивных и
игровых площадок, доступных и приспособленных для
школьников разных возрастных категорий, оздоровительнорекреационных зон,
позволяющих разделить свободное
пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы
стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие дети,
родители и педагоги могут выставлять для общего пользования
свои книги, а также брать с них для чтения любые другие;
благоустройство классных кабинетов, осуществляемое учителями
вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся
проявить свои фантазию и творческие способности, создающее
повод для длительного общения классного руководителя со
своими детьми;
событийный дизайн – оформление пространства проведения
конкретных школьных событий (праздников, церемоний,
торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний,
конференций и т.п.);
регулярная организация и проведение конкурсов творческих
проектов по благоустройству различных участков пришкольной
территории (например, высадке культурных растений, закладке
газонов, сооружению альпийских горок, созданию инсталляций и
иного декоративного оформления отведенных для детских
проектов мест);
акцентирование внимания школьников посредством элементов
предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на
важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
8. Модуль «Профилактика»

Основные направления профилактики безнадзорности в школе:






предупредить безнадзорность, беспризорность, правонарушения,
антиобщественные действия детей, выявить и устранить причины и
условия, способствующие этому;
обеспечить защиту прав детей, провести социально-педагогическую
реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном
положении;
выявить и пресечь случаи вовлечения детей в преступления, другие
противоправные и антиобщественные действия, склонения их к
суицидальным действиям.

Школа
ведет
работу
профилактических
мероприятий
по трем блокам: предупреждение безнадзорности, беспризорности и
антиобщественных действий детей, защита прав и социальнопедагогическая реабилитация, выявление случаев вовлечения детей в
правонарушения.
Цель: профилактика правонарушений, преступности и безнадзорности
несовершеннолетних,
формирование законопослушного поведения и правовой культуры
обучающихся и их родителей (законных представителей).
Задачи:
1. В доступных формах и доступными методами учебной и
воспитательной работы способствовать профилактике правонарушений,
преступности
и
безнадзорности
учащихся,
формированию законопослушного поведения обучающихся.
2. Защищать права и законные интересы несовершеннолетних, которые
находятся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении.
3. Выявлять детей группы риска, детей, которые находятся в трудной
жизненной ситуации и социально опасном положении, и принимать меры
по оказанию им педагогической и психологической помощи.
4. Осуществлять индивидуальный подход к обучающимся и оказывать
помощь
в
охране
их
психофизического и нравственного здоровья.
5. Осуществлять консультативно-профилактическую работу среди
учащихся,
педагогических
работников и
родителей
(законных
представителей).
6. Всесторонне развивать интеллектуальные, творческие, спортивные и
социальные способности обучающихся.
План мероприятий по профилактике
№

Мероприятие
Сроки
Ответственные
Предупреждение безнадзорности, беспризорности и антиобщественных
действий несовершеннолетних
1
Выявление
В течение года
Социальный педагог,
несовершеннолетних и семей,
классные руководители
находящихся

в социально опасном
положении, организация
работы с ними.

2

3

4

5
6
7
8

9

10
11
12

13

Выявление социально
неблагополучных семей, детей
группы риска
Составление списков и
В течение года
систематический контроль
за детьми, состоящими на
внутришкольном учете, учете
в ПДН, КДН и ЗП
Организация работы по
В течение года
досуговой занятости
обучающихся
Анализ занятости детей
в учреждениях
дополнительного образования
Заседания Совета по
профилактике
Организация спортивной и
культурно-массовой работы
Организация экскурсий с
целью профориентации
Ежеквартальная профильная
сверка сведений об учащихся,
состоящих на учете в ПДН
Диагностика учащихся,
состоящих на
внутришкольном учете, учете
в КДН и ЗП, ПДН
Анкетирование родителей и
учащихся школы
Занятия с психологом
Классные часы по
профилактике употребления
ПАВ
Классные часы и мероприятия,
направленные на развитие

Сентябрь
Январь
Май
1 раз в месяц
В течение года
В течение года
Ежемесячно

Заместитель директора
по ВР
Социальный педагог,
классные руководители
Заместитель директора
по ВР
Социальный педагог,
классные руководители
Заместитель директора
по ВР

Социальный педагог
Педагог организатор,
учитель физкультуры
Социальный педагог,
классные руководители
Социальный педагог

В течение года

Социальный педагог,
психолог

В течение года

Социальный педагог,
психолог
Психолог
Социальный педагог,
классные руководители

В течение года
В течение года
В течение года

Социальный педагог,
классные руководители

14

15

16

1

2

3

4

духовно-нравственного и
патриотического воспитания
Классные часы, направленные
на безопасность детей в сети
Интернет
Общешкольные мероприятия
и классные часы по
безопасности дорожного
движения
Родительские собрания по
профилактике вредных
привычек среди
несовершеннолетних,
правонарушений
несовершеннолетних,
безопасности
несовершеннолетних в сети
Интернет, суицидального
поведения
несовершеннолетних

В течение года

Социальный педагог,
классные руководители

В течение года

Социальный педагог,
классные
руководители,
инспектор ОДН
Заместитель директора
по ВР

В течение года

Социальный педагог,
классные руководители
Фельдшер

Защита прав и законных интересов детей, социально-педагогическая
реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном
положении
Незамедлительное сообщение В течение года
Социальный педагог
в МО МВД «Энский», КДН,
ТУСЗН (отдел опеки) о фактах
насилия над ребенком со
стороны родителей или других
взрослых лиц
Проведение мероприятий в
В течение года
Социальный педагог,
рамках межведомственной
классные руководители
операции «В семье без
насилия»
Проведение мероприятия,
В течение года
Социальный педагог,
посвященного «Телефону
классные руководители
доверия»
Индивидуальная
В течение года
Заместитель директора
профилактическая работа с
по ВР, психолог
детьми группы риска
Социальный педагог,
классные руководители

5
6
7
8

1

2

3

4

5

6

Анализ профилактической
В течение года
Социальный педагог
работы с детьми группы риска
Занятия с психологом
В течение года
Психолог
Проведения рейдов в
В течение года
Социальный педагог,
неблагополучные семьи
классные руководители
Подведение итогов работы
Май
Социальный педагог
школы по профилактике
правонарушений,
преступности и
безнадзорности
несовершеннолетних,
формированию
законопослушного поведения
Выявление случаев вовлечения детей в правонарушения и
антиобщественные действия, склонения их к суицидальным действиям
Психологическое
В течение года
Психолог, социальный
консультирование педагогов,
педагог
классных руководителей,
родителей (опекунов),
учащихся по вопросам,
связанным с суицидальным
поведением детей и
подростков
Проведение классных часов в В течение года
Социальный педагог,
целях формирования правовых
классные руководители
знаний
Беседы об ответственности
В течение года
Заместитель директора
несовершеннолетних за
по ВР
совершение правонарушений
Социальный педагог,
классные руководители
Индивидуальные беседы с
В течение года
Психолог
подростками, состоящими на
Социальный педагог,
внутришкольном учете, учете
классные руководители
в ПДН, КДН и ЗП
Проведение мероприятий по
В течение года
Классные
профилактике экстремизма и
руководители
терроризма в подростковой
среде
Организация книжных
Согласно плана
Социальный педагог
выставок пропагандирующих
Библиотекарь
ЗОЖ законопослушного
гражданина

7

Цикл бесед «Правопорядок»

В течение года

8
9

Занятия с психологом
Мероприятия, направленные
на профилактику
суицидального поведения
подростков

В течение года
В течение года

Классные
руководители
Психолог
Классные
руководители

Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ
организуемой
в
школе
воспитательной
работы
осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится
с целью выявления основных проблем школьного воспитания и
последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации с привлечением (при необходимости) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:








принцип гуманистической направленности осуществляемого
анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение
как к ученикам, так и к педагогам, реализующим воспитательный
процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его
показателей, а качественных – таких как содержание и
разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
школьниками и педагогами;
принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов:
грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора
видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание
того, что личностное развитие школьников – это результат как
социального воспитания (в котором школа участвует наряду с

другими социальными институтами),
социализации и саморазвития детей.

так

и

стихийной

Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными
объектами анализа организуемого в школе воспитательного процесса
являются:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ учителями начальных классов совместно с
заместителем директора по воспитательной работе с последующим
обсуждением его результатов на заседании управляющего совета или
педагогического совета школы.
Способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития школьников является педагогическое
наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие
прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников
удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не
удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее
предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной
работе, учителями начальных классов и родителями, хорошо знакомыми с
деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со
школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического
самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные
результаты обсуждаются на заседании педагогического совета школы.

Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:








качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
качеством совместной деятельности классных руководителей и их
классов;
качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
качеством реализации личностно развивающего потенциала
школьных уроков;
качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
качеством организации предметно-эстетической среды школы;
качеством взаимодействия школы и семей школьников.

Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».