Безопасные-дороги-Кубани_-программа

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Краснодарского края
Администрация муниципального образования Абинский район
ООШ № 34

УТВЕРЖДЕНО
от «30» августа 2024 г. (протокол №1)
Директор МКОУ ООШ №34
И.В.Поливара
30.08.24г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Безопасные дороги Кубани»
для обучающихся 1-9 классов

хутор Ленинский 2024

1

Программа
профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
обучающихся 1-9 классов общеобразовательных школ
«Безопасные дороги Кубани»

1. Пояснительная записка
Актуальность программы.
В связи с возрастающим процентом дорожно-транспортных
происшествий (ДТП) с участием детей безопасность учащихся приобрела
ранг наиболее значимых социальных проблем России. Профилактика
дорожного-транспортного травматизма (ДТТ) в последнее время стала одним
из основных и приоритетных направлений образования. Центральную роль в
данной работе играет школа. Как показывает многолетний педагогический
опыт, в процессе обучения и воспитания в условиях школы у обучающихся
формируются знания о сохранении жизни и здоровья человека, укрепляются
навыки ориентирования в дорожных ситуациях, предвиденья опасности и
оценивания ее уровня. Данная актуальность проблемы определяет
необходимость совместной системной и продуктивной деятельности
региональных органов образования, образовательных организаций и
управления ГИБДД ГУ МВД в области предупреждения и профилактики
детского ДТТ.
В связи с выше обозначенной актуальностью возникла необходимость
в разработке и реализации краевой программы профилактики детского
дорожно-транспортного
травматизма
обучающихся
1-11
классов
общеобразовательных школ «Безопасные дороги Кубани».
Основным концептуальным положением данной программы стало
понимание важности вопросов профилактики ДТТ и изучения правил
дорожного движения (ПДД), которые рассматриваются в аспекте личной
безопасности и социальной функциональной грамотности школьника.
Составляющими социальной функциональной грамотности школьника в
аспекте содержания Программы выступают:
- готовность успешно адаптироваться в изменяющейся ситуации,
приспосабливаться к различным ситуациям, в том числе экстремальным;
- способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать
возможность корректировать ситуацию, проектировать способы поведения
на дороге на основе ПДД и с учетом конкретных условий дорожной
ситуации;
- осознание важности для жизни человека элементарной правовой
культуры, проявление в повседневной жизни законопослушности,
2

применение грамотных способов взаимодействия и правил взаимоотношений
с другими людьми;
- наличие качеств личности, которые обеспечивают ответственность за
свою
деятельность
и
поведение,
целеустремленность,
дисциплинированность, элементы рефлексивных качеств.
Нормативная основа для разработки программы
Нормативной основой для разработки программы для учащихся 1–11
классов общеобразовательной школы «Безопасные дороги Кубани» стали
следующие документы:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020), ст. 41 «Охрана здоровья
обучающихся»;
- Конвенция «О правах ребенка» (принята резолюцией 44/25
Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 (в ред. От 24.03.2021);
- Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от
31.12.2020) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными
положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и
обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного
движения") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022);
- ПДДМАСТЕР – автомобильное законодательство в доступной форме:
сайт. – URL: https://pddmaster.ru/documents/pdd (дата обращения 21.03.2022).
– Текст: электронный.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования»
(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования»
(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)
- Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных
организаций. / Москва, 2021 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в ред. От 21.12.2020);
- Стратегия безопасности дорожного движения в Российской
Федерации на 2018 - 2024 годы, утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р;
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020)«О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
3

Федеральный проект «Безопасность дорожного движения» в рамках
национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»
в достижение национальных целей развития Российской Федерации на
период до 2024 года;
- «Паспорт национального проекта «Безопасные и качественные
автомобильные дороги» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от
24.12.2018 № 15);
- Паспорт федерального проекта «Безопасность дорожного движения»
(утв. протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту
«Безопасные и качественные автомобильные дороги» от 20 декабря 2018 г.
№ 4);
- Паспорт регионального проекта Краснодарского края «Безопасность
дорожного движения» (утв. протоколом заседания регионального проектного
комитета от 15 июля 2019 года № 8 (в соответствии с изменениями);
- Приказ МВД России Главного управления внутренних дел
Российской Федерации по Краснодарскому краю, министерства образования,
науки и молодежной политики Краснодарского края, от 26 декабря 2017 г. №
1143/210 «О мерах по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма в Краснодарском крае.
-

Программа построена с учетом следующих принципов.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода
предполагает учет личностный, возрастных особенностей обучающихся и
уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального
и дифференцированного подхода к обучающимся, изучение черт их
характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно
воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре
поведения в сфере дорожного движения.
Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше
возраст обучающихся, тем быстрее и легче происходит у них формирование
устойчивых привычек безопасного поведения. Детское восприятие
окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной)
информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный
переход, опасность на дороге, скорость движения машин.
Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей
центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих
равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с
возрастом в процессе обучения и воспитания.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его
последствий. Обучающиеся должны знать, какие опасности могут
подстерегать их в дороге.
Принцип возрастной безопасности. У обучающихся довольно
рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по
улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие
4

волевых качеств ребенка. С другой – необходимо воспитывать понимание
опасной дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки
безопасного поведения.
Важно иметь в виду и то, что у школьников наблюдается довольно
большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это
объясняется, как правило, легкой отвлекаемостью, импульсивностью,
спешкой, заинтересованностью, увлеченностью чем-либо, когда они
находятся
на
дороге.
Необходимо
формировать,
развивать
и
совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды,
показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.
- Принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать,
что они живут в обществе, где необходимо соблюдать определенные нормы и
правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует
Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор
дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и
пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила
дорожного движения необходимо соблюдать для общей безопасности, так
как неправильные действия ребенка на улице и дороге опасны и для него
самого, и для окружающих.
- Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот
принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.
Данный принцип способствует тому, что дети достаточно легко, без
сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками,
замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не
понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают
правил. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример
взрослых. Поэтому педагог должен организовать работу не только с
обучающимися, но и с родителями.
Цель программы - формирование культуры и навыков безопасного
поведения на дороге; сознательного и ответственного отношения к личной
безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения.
Общая цель Программы получает конкретизацию по уровню
образования (НОО, ООО, СОО) с учетом целевых ориентиров рабочей
программы воспитания ООП (2021 г.). Так,
 в воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования) таким целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения школьниками социально
значимых знаний ПДД – знаний правил безопасного поведения на
дороге в конкретном социуме, в котором они живут;
 в воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для развития социально значимых отношений школьников, и,
прежде всего, ценности жизни и здоровья в ситуациях дорожного
движения;
5

 в воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для приобретения школьниками опыта осуществления
социально значимых дел, в частности, пропаганды культуры
безопасного поведения на дороге.
Задачи.
Образовательные:
•
разъяснить требования Правил дорожного движения Российской
Федерации;
•
повысить у обучающихся уровень знаний Правил дорожного
движения Российской Федерации;
•
помочь обучающимся усвоить требования разделов Правил
дорожного движения Российской Федерации для пешеходов, пассажиров и
велосипедистов;
•
сформировать систему знаний, умений и навыков, позволяющих
обучающимся безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;
•
сформировать
мотивационно-поведенческую
культуру
обучающихся как основу безопасности в условиях общения с дорогой.
Развивающие:
• научить обучающихся ориентироваться в дорожно-транспортной
ситуации;
• сформировать у школьников такие умения, как:
-правопослушность;
-быстрота реакции;
-внимательность и осторожность;
-предвидение ситуации;
-бдительность и сосредоточенность;
-наблюдательность;
-слуховое и зрительное восприятие, а также боковое зрение;
-логическое и гибкое мышление;
-чувство опасности;
-самообладание, находчивость.
Воспитательные:
• сформировать общественно и личностно значимые мотивы
безопасного поведения на дороге;
• выработать у обучающихся навыки осознанного понимания
дорожных ситуаций и самостоятельного принятия адекватных решений в
непрерывно меняющихся условиях движения;
•
воспитать грамотных, сознательных участников дорожного
движения, которые не только сами не попадут в ДТП, но и помогут друзьям и
знакомым стать внимательными, спокойными, тактичными и грамотными
пешеходами;
•
сформировать у обучающихся дисциплинированность и чувство
ответственности за свои действия на дороге;
6

•
выработать у обучающихся культуру безопасного поведения в
транспорте и на дороге;
•
сформировать у школьников сознательное и ответственное
отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.
В решении вышеназванных задач и достижении планируемых
результатов Программы системообразующее значение имеет применение в
обучении ситуационного подхода. Значение ситуационного подхода в
обучении безопасному поведению на дорогах состоит в развитии у
обучающихся субъектного опыта принятия решений при обеспечении
собственной безопасности, безопасности других людей в современных
условиях дорожного движения. В процессе изучения Программы
обучающимся предъявляются ситуации следующих типов:
стандартная ситуация – типична для обучающегося, носит
повседневный характер, систематически повторяется при схожих
обстоятельствах, имеет одинаковые причины, может носить как
положительный, так и отрицательный характер (например, переход дороги );
критическая ситуация – нетипична, неожиданна, нарушает
первоначальные планы людей, установленные нормы, наносит материальный
и моральный ущерб, вредна для здоровья, требует радикального
вмешательства (например, дорожно-транспортное происшествие).
В начальной школе не менее важно при реализации Программы
исходить из позиционного деятельностного подхода в подаче материала (япешеход, я-пассажир, я-водитель). Деятельностная основа процесса
обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение
потребности детей младшего школьного возраста в игровой деятельности и
эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности – проверенные
факторы эффективности личностного развития обучающихся.
Место программы в плане развития школы.
Программу внеурочной деятельности для учащихся 1–9 классов
общеобразовательной школы «Безопасные дороги Кубани» следует
рассматривать как составную часть программы воспитания, которая
осуществляется классным руководителем.
Контроль за реализацией программы возлагается на заместителя
директора по воспитательной работе. Усиленная деятельность по
предупреждению ДТТ проводится в начале учебного года в рамках
«Месячника безопасности», а также перед уходом школьников на каникулы.
Обучение осуществляется классными руководителями с привлечением
учителей-предметников, сотрудников Госавтоинспекции, медицинских
работников, инструкторов по вождению автотранспорта, родительской
общественности.
Функции классного руководителя по профилактике ДДТТ и привитию
навыков безопасного поведения на дорогах:
- инструктирование обучающихся класса в целях формирования
алгоритма безопасного участия в дорожном движении;
- проведение тематических классных часов по основам БДД, в том
числе с участием сотрудников Госавтоинспекции;
7

- индивидуальная работа с обучающимися класса, допускающими
(допустившими) нарушениями ПДД, направленная на коррекцию их
поведения, с использованием частных бесед, в том числе бесед с их
родителями, психологических тренингов;
- работа с родителями по профилактике ДДТТ, в том числе совместно с
сотрудниками Госавтоинспекции (тематические классные родительские
собрания, индивидуальные консультации, совместные профилактические
мероприятия и т.д.);
- организация интерактивных форм воспитательной работы с классом,
направленной на привитие обучающимся навыков безопасного поведения на
дорогах, профилактику ДДТ (коллективные творческие дела, социальные
проекты и т.д.).
Сроки реализации программы.
Программа реализуется 1 раз в месяц в каждом классе в течение
учебного года, т.е. на протяжении 11 лет. При этом следует учитывать
еженедельное проведение данных мероприятий в течение сентября
«Месячника безопасности», а также ежемесячных инструктажей по ПДД.
Особенности тематического содержания программы.
Формулировка тематики классных часов находится в единой логике с
уже реализующими программами по ПДД, как например, «Безопасность
дорожного движения». 1-4 классы» (под общей редакцией П.В. Ижевского),
«Безопасность дорожного движения. 5-9 классы» (под общей редакцией А.Т.
Смирнова), «Безопасность дорожного движения.
Не исключена корректировка или дополнение тематики классных часов
по данной программе с учетом места жительства (городская/сельская
местность), особенностей условий (наличие различных видов транспорта,
пешеходных зон, велосипедных дорожек, близость автотрассы, ж/д пути и
т.д.) учебно-материальной базы.
Основные методы воспитательного воздействия.
Внушение. Дети школьного возраста легко внушаемы, воспринимают
все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на
улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект
внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы,
приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость,
одни и те же идеи внушения лучше формировать по-разному.
Убеждение – это доказательство истинности того или иного
положения. На обучающихся наиболее эффективно воздействует предметнословесное убеждение. Убеждение предполагает прежде всего осмысление и
внутреннее понятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а
что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и
неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением,
приучением, примером. В учебно-воспитательном процессе убеждение
реализуется
в рассказе,
объяснении,
беседе,
игре,
экскурсии.
Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП,
8

поступкам детей. Обсуждаются нарушения ПДД водителями и пешеходами,
формируются нравственные понятия.
Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он
быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание.
Важно окружить школьников положительными примерами. Иногда
достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы
убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.
Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у обучающихся
заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении
требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате
формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности,
навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия,
наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.
Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же
действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому
формирование и развитие положительных привычек у обучающихся является
основой культуры их поведения в дорожной среде.
Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и
безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на
положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет
дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на
положительное в личности ребенка. Одобрение его поступков педагог
выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это
предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами
движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка
уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного
достоинства, волю.
Основные формы реализации.
Образовательный квест, конкурсы, тематические недели, акции,
проектная деятельность, исследовательская деятельность, тренинги,
дискуссии.
Классный час по программе рекомендуется проводить в специально
оборудованном
кабинете,
мобильном
автогородке,
специально
оборудованной
автоплощадке
с
использованием
немеханических
транспортных средств (велосипед, гидроскутер, самокат и т.д.),
интерактивных электронных образовательных ресурсов, портала «Дорога
безопасности», видео и аудио материалов.
Планируемые результаты реализации Программы.
Полученные знания позволят обучающимся прогнозировать опасные
ситуации на дорогах, ориентироваться в них, оценивать влияние их
последствий на жизнь и здоровье человека. Обучающиеся смогут оценивать
свое поведение на улице и дороге с точки зрения соответствия требованиям
ПДД и здорового образа жизни. Научатся разрабатывать пошаговые действия
безопасного поведения (пешехода, пассажира) с учетом особенностей
реальных дорожных ситуаций.
Основные разработчики программы.
9

Министерство образования науки и молодежной политики
Краснодарского края;
ГБОУ ИРО Краснодарского края;
Управление ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
2. Тематический план занятий (классных часов)
2.1. Программы для обучащихся 1–9 классов общеобразовательной
школы «Безопасные дороги Кубани»
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
6
7
8

Название темы
1-й класс
Для чего нужны ПДД? Моя дорога в школу
Кто такие пассажиры, пешеходы, водители
Практическое занятие «Изучаем дорожную разметку»
Права и обязанности пассажиров
Права и обязанности пешеходов
Где можно и где нельзя играть
Как помочь себе и товарищу при получении травмы
Практическое занятие «Переходим улицу с велосипедом,
самокатом и др.»
Контрольный тест по ПДД «Программа года»
2-й класс
Вводное занятие. Что такое безопасность
Где можно переходить проезжую часть
Как перейти улицу на регулируемом перекрестке
Практическое занятие «Переходим регулируемый
перекресток»
Как перейти улицу на нерегулируемом перекрестке
Практическое занятие «Переходим нерегулируемый
перекресток»
Первая помощь при травмах
Поездка в общественном транспорте
Закрепление знаний и умений
3-й класс
Что такое безопасность дорожного движения
Где можно переходить проезжую часть
Практическое занятие «Переходим улицу правильно»
Правила поведения на железнодорожном переезде, на
трамвайных путях
Какие еще бывают светофоры и дорожные знаки
Как помочь себе и товарищу при получении травмы
Я – велосипедист
Как правильно обходить стоящий транспорт
10

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

9
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4

Урок-тест «Правила дорожного движения»
4-й класс
Кто должен знать и соблюдать ПДД
Почему случаются дорожно-транспортные происшествия
Почему случаются дорожно-транспортные происшествия
Практическое занятие «Где и как можно переходить улицу
безопасно»
Практическое занятие «Выработка умений по оказанию
первой помощи»
Когда не работает светофор
Отправляемся в путешествие на железнодорожном
транспорте (поезд, трамвай, метро)
Игры по правилам дорожного движения
Итоговое занятие
5-й класс
Виды транспортных средств
Обязанности пассажира
Сигналы транспортных светофоров с дополнительной
секцией и пешеходных светофоров
Дорожные знаки и дополнительные средства информации
Назначение, роль дорожной разметки в организации
дорожного движения
Понятие об организованной пешей колонне
Обязанности водителя велосипеда
Железнодорожный переезд
Первая помощь при кровотечениях
6-й класс
Правила дорожного движения – единый нормативный край
Дополнительные требования к движению велосипедистов
Технические требования, предъявляемые к велосипеду, и
уход за ним
Движение велосипедистов в колонне
Назначение номерных, опознавательных знаков и надписей
на транспортных средствах
Тормозной остановочный путь
Общие правила проезда перекрестков
Пользование осветительными приборами и звуковыми
сигналами
Итоговое занятие
7-й класс
Повышение интенсивности движения транспорта и
пешеходов
Правила перевозки пассажиров
Движение пешеходов и транспорта вне населенного пункта
Проезд железнодорожных путей
11

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1

5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Практические занятия по обучению езде на велосипеде
Способы регулирования движения
Итоговое занятие
8-й класс
Правила движения — закон улиц и дорог
Дорога, элементы дороги
Способы регулирования движения
Дорожная разметка как способ регулирования дорожного
движения
Автомобиль и его классификация
Правила пользования транспортом
Мопед и велосипед с подвесным устройством
Пешеходные переходы и остановки маршрутных
транспортных средств
Итоговое занятие
9-й класс
Назначение правил дорожного движения, история их
возникновения и развития
Элементы улиц и дорог
Способы регулирования дорожного движения
Тормозной и остановочный путь автомобиля
Назначение и виды транспортных средств
Назначение и группы дорожных знаков
Правила движения для велосипедиста, мотоциклиста
Железнодорожный переезд
Итоговое занятие

2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3. Содержание занятий (классных часов)
по программе для учащихся 1–9 классов общеобразовательной школы
«Безопасные дороги Кубани»
1-й класс
Тема 1. Для чего нужны ПДД? Моя дорога в школу.
Что такое «дорога». Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар,
обочина. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения
пешеходов. Понятие об одностороннем, двустороннем движении.
Тема 2. Кто такие пассажиры, пешеходы, водители.
Транспорт наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание,
называние, различение). Участники дорожного движения: водитель,
пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения). Что
такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС?
12

Тема 3. Практическое занятие «Изучаем дорожную разметку».
Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).
Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).
Зачем нужны дорожные знаки и дорожная разметка? Форма и цвет знаков
дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий
квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой
по краю и др.). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.
Тема 4. Права и обязанности пассажиров.
Части (элементы) дороги: разделительная полоса. Правостороннее
движение. Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя
разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и
сдержанно, не высовываться из окна. В легковом автомобиле пристёгиваться
ремнями безопасности. На переднем сиденье ребёнок может ехать только в
детском автокресле. Правила поездки в школьном автобусе. Примеры
правильного поведения детей – пассажиров.
Тема 5. Права и обязанности пешеходов.
Знаки «пешеходный переход», «надземный переход», «подземный
переход» Движение пеших колонн. Правила поведения при движении
колонной. Примеры правильного поведения детей – пешеходов. Правила
движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по
обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в
сопровождении взрослого.
Тема 6. Где можно и где нельзя играть.
Микрорайон школы или дома. Наиболее опасные перекрёстки. Правила
игр на улице. Места для игр и езды на самокатных средствах. Цвет и форма
запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на
велосипеде запрещено». Знаки дорожного движения: «светофорное
регулирование», «движение пешеходов запрещено». Знаки дорожного
движения для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с
односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».
Тема 7. Как помочь себе и товарищу при получении травмы.
Травмы кожи. Оказание первой помощи. Виды повязок.
Предупреждение детского травматизма (наколенники, налокотники,
перчатки, шлемы и др).
Тема 8. Практическое занятие «Переходим улицу с велосипедом,
самокатом и др.».
Где можно кататься на велосипеде, самокате, гироскутере. Предметы и
их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение
соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко далеко; рядом, около; за; перед; ближе – дальше, близко - ближе, далеко дальше и т. д.). Опасность игр вблизи железнодорожных путей.
13

Тема 9. Контрольный тест по ПДД «Программа года».
Профилактическая заключительная беседа «У светофора каникул нет».
2-й класс
Тема 1. Вводное занятие. Что такое безопасность.
Взаимоотношения участников движения и знание своего района как
условия безопасного передвижения. Как безопасно вести себя на улицах и
дорогах. Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.
Правила велосипедиста.
Тема 2. Где можно переходить проезжую часть.
Маршрут (определение на рисунках). Дорога от дома до школы.
Правила перехода проезжей части, если в зоне видимости нет пешеходного
перехода или перекрёстка. Пространственные положения транспортных
средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько
полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги,
одностороннее движение и др.).
Тема 3. Как перейти улицу на регулируемом перекрестке.
Перекрёсток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог.
Регулируемый перекрёсток. Почему светофоры бывают разные. Светофор
пешеходный и транспортный. Особенности светофоров для пешеходов и
транспортных средств с дополнительными секциями и стрелками.
Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с
ними. Разные виды светофора (обобщение изученного материала).
Тема 4. Практическое занятие
«Переходим регулируемый
перекресток».
Регулируемые перекрёстки в микрорайоне школы (дома). Правила
поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок
дополнительных секций светофора.
Тема 5. Как перейти улицу на нерегулируемом перекрестке.
Как перейти улицу на нерегулируемом перекрестке. Правила движения
на нерегулируемых участках дороги (перекрёстках). Предупредительные
сигналы, подаваемые водителями.
Тема 6. Практическое занятие «Переходим нерегулируемый
перекресток».
Нерегулируемые перекрёстки в микрорайоне школы (дома). Скорость
движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности
пространственного положения предмета при разной скорости движения по
отношению к другим предметам (далеко - близко; медленно - быстро, рядом,
около).
14

Тема 7. Первая помощь при травмах.
Виды травм. Вызов полиции «02» и скорой помощи «03».
Предупреждение детского травматизма (наколенники, налокотники,
перчатки, шлемы и др.).
Тема 8. Поездка в общественном транспорте.
Правила безопасности для пассажиров на остановке, при посадке, в
салоне и при выходе. Опасные ситуации, возникающие при этом.
Тема 9. Закрепление знаний и умений.
Отработка действий учащихся по предупредительным сигналам.
3-й класс
Тема 1. Что такое безопасность дорожного движения.
Транспорт личный и общественный (отличие, классификация).
Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство
(автобус, школьный автобус, троллейбус, трамвай). Правила безопасного
использования немеханических средств передвижения (самокаты и пр.),
уличных электрических транспортных средств.
Тема 2. Где можно переходить проезжую часть.
Какие ещё бывают перекрестки? Разные виды перекрёстков
(четырёхсторонний, трёхсторонний, круговой). Особенности поведения,
определяемые правилами перехода дороги при разных знаках пешеходного
перехода. Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося
транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с
небольшой скоростью, небыстро, даёт сигналы поворота или остановки).
Тема 3. Практическое занятие «Переходим улицу правильно».
Состояние дороги (асфальт, грунт). Скорость движения объекта
(быстро, медленно, очень быстро). Тормозной путь транспортного средства.
Особенности пространственного положения транспортного средства при
разной скорости движения по отношению участникам дорожного движения
(далеко - близко; медленно - быстро, рядом, около).
Тема 4. Правила поведения на железнодорожном переезде, на
трамвайных путях.
Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного
движения: предупреждающие знаки «железнодорожный переезд со
шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Особенности
светофоров на железнодорожных переездах.
Тема 5. Какие еще бывают светофоры и дорожные знаки.
15

Знаки дорожного движения для водителей, которые должны знать
пешеходы: «дорога с односторонним движением».
Тема 6. Как помочь себе и товарищу при получении травмы.
Виды травм при ДТП. Виды и техника наложения повязок при травмах
локтевого, коленного, голеностопного и лучезапястного суставов.
Предупреждение детского травматизма (наколенники, налокотники,
перчатки, шлемы и др.).
Тема 7. Я – велосипедист.
История велосипеда. Правила безопасной езды. Анализ дорожных
происшествий с детьми-велосипедистами. Причины их возникновения.
Запрещающие
знаки:
«движение
на
велосипедах
запрещено».
Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка».
Тема 8. Как правильно обходить стоящий транспорт.
Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины.
Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае,
если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.
Правила движения в тёмное время суток. Опасные маневры
автотранспортных средств.
Тема 9. Урок-тест «Правила дорожного движения».
Тест «Правила дорожного движения». Профилактическая беседа «У
светофора нет каникул».
4-й класс
Тема 1. Кто должен знать и соблюдать ПДД.
Путь в школу, в магазин. Новые маршруты. Остановочный и тормозной
путь автомобиля Маршрут (моделирование). Дорога от дома до кинотеатра,
парка, магазина и пр. Практическое определение времени, которое может
быть затрачено на переход дороги. Погодные условия, особенности
тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.
Тема 2. Почему случаются дорожно-транспортные происшествия.
Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения
опасности. Сигналы транспортного средства в начале движения и при
изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения
пешехода в соответствии с ними. Анализ ситуаций «Переход регулируемого
перекрёстка».
Тема 3. Почему случаются дорожно-транспортные происшествия.
Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом
участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрёстков).
Нерегулируемые участки дороги. Дорожное движение при разных дорожных
16

условиях (обобщение знаний). Анализ ситуаций «Переход нерегулируемого
перекрёстка».
Тема 4. Практическое занятие «Где и как можно переходить улицу
безопасно».
Безопасные маршруты движения (установление, определение по
рисункам и личным наблюдениям). Анализ особенностей дороги и
местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе
стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъёмы, спуски)
Тема 5. Практическое занятие «Выработка умений по оказанию первой
помощи».
Виды и техника наложения повязок при травмах головы, грудной
клетки. Понятие о само- и взаимопомощи.
Тема 6. Когда не работает светофор.
Сигналы
регулировщика.
Специальные
сигналы
водителей.
Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные
знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов
регулировщика.
Тема 7. Отправляемся в путешествие на железнодорожном транспорте
(поезд, трамвай, метро).
Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории
создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.
Тема 8. Игры по правилам дорожного движения.
Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога»,
«опасная обочина», «перегон скота». Запрещающие знаки: «опасность».
Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных
транспортных средств», «начало населённого пункта», «конец населённого
пункта»,
«пешеходная
зона».
Информационные
знаки
(общее
представление): «указатель направления», «предварительный указатель
направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда»,
«указатель расстояний». Знаки сервиса: «пункт первой медицинской
помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода» и др.
Тема 9. Итоговое занятие.
Практическое занятие на специально оборудованной площадке.
5-й класс
Тема 1. Виды транспортных средств.
Классификация транспортных средств. Механические транспортные
средства. Роль трамваев, троллейбусов, автомобилей, сельскохозяйственных
машин и самоходного шасси в экономике страны. Транспортные и
17

специальные автомобили. Немеханические транспортные средства, роль и
назначение их.
Тема 2. Обязанности пассажира.
Порядок ожидания транспорта. Посадка и высадка пассажиров на
маршрутные транспортные средства. Поведение в троллейбусе, трамвае,
автобусе. Перевозка группы детей в автобусе, трамвае. Порядок перевозки
детей грузовыми автомобилями и другими видами транспорта.
Тема 3. Сигналы транспортных светофоров с дополнительной секцией
и пешеходных светофоров.
Порядок движения транспорта и пешеходов на регулируемых
перекрестках со светофором с дополнительной секцией. Регулировщик.
Назначение жестов (сигналов) регулировщика. Порядок движения на
перекрестке при регулировании движения регулировщиком и светофором.
Тема 4. Дорожные знаки и дополнительные средства информации.
Назначение и роль дорожных знаков для регулирования движения.
Предупреждающие знаки и их предназначение. Дорожные знаки, связанные с
железной дорогой, водными акваториями, дорожными работами. Знаки
приоритета – назначение и роль при очередности пересечений проезжих
частей. Запрещающие знаки, их назначение в организации движения.
Назначение
информационно-указательных
знаков.
Знаки
сервиса.
Назначение знаков дополнительной информации (табличек).
Тема 5. Назначение, роль дорожной разметки в организации дорожного
движения.
Виды дорожной разметки. Горизонтальная разметка и ее
характеристика. Вертикальная разметка и ее характеристика.
Тема 6. Понятие об организованной пешей колонне.
Порядок движения групп детей в городе и за городом. Меры
безопасности при организации пеших экскурсий с детьми.
Тема 7. Обязанности водителя велосипеда.
Что запрещено велосипедисту? Неисправности велосипеда, при
которых запрещена его эксплуатация.
Тема 8. Железнодорожный переезд.
Правила движения по ж/д переезду. Сигналы остановки поезда.
Проверка знаний, изученных тем.
Тема 9. Первая помощь при кровотечениях (практическое занятие).
Виды кровотечений. Виды ран. Наложение повязок.
6-й класс
18

Тема 1. Правила дорожного движения – единый нормативный край.
Назначение Правил. Кем и когда утверждены ныне действующие
Правила дорожного движения. Общие положения правил – понятия и
термины. Ответственность за нарушение правил.
Тема 2. Дополнительные требования к движению велосипедистов.
Допуск к вождению велосипеда. Передвижение в колонне. Что
запрещено велосипедисту? Движение по велосипедной дорожке. Подача
предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и
рукой.
Тема 3. Технические требования, предъявляемые к велосипеду, и уход
за ним.
Осмотр перед выездом. Подгонка велосипеда. Ежедневный осмотр.
Устройство велосипеда. Назначение и устройство основных узлов и
агрегатов велосипеда. Проведение технического обслуживания велосипеда.
Исправность тормозов, звукового сигнала и световых приборов.
Тема 4. Движение велосипедистов в колонне.
Безопасность движения в группе. Порядок проезда нерегулируемых
перекрестков. Проезд железнодорожных переездов.
Тема 5. Назначение номерных, опознавательных знаков и надписей на
транспортных средствах.
Регистрационные знаки транспортных средств юридических лиц и
граждан РФ, транспорта войсковых частей и соединений, юридических лиц,
граждан иностранных государств и лиц без гражданства, а также транспорта,
временно допущенного к участию в дорожном движении. Опознавательные
знаки транспортных средств: шины. Перевозка детей, глухой водитель.
Ограничение скорости, опасный груз, Крупногабаритный груз, длинномерное
ТС, инвалид.
Тема 6. Тормозной остановочный путь.
Время реакции водителя. Время реакции тормозных систем. Торможение. Тормозной путь. Остановочный путь.
Тема 7. Общие правила проезда перекрестков.
Проезд регулируемых перекрестков. Движение по нерегулируемому
перекрестку. Правило помехи справа. Движение по знакам приоритета.
Тема 8. Пользование осветительными приборами и звуковыми
сигналами.
Осветительные приборы автомобиля. Движение в темное время суток в
городе и за городом. Порядок обгона в темное время суток. Ослепление
19

светом и его последствия. Движение по неосвещенным улицам в городе.
Движение днем в условиях тумана, сильного дождя, снегопада.
Тема 9. Итоговое занятие.
Самостоятельная работа учащихся.
7-й класс
Темы 1. Повышение интенсивности движения транспорта и пешеходов.
Причины дорожно-транспортных происшествий. Мероприятия по
повышению безопасности движения транспорта и пешеходов. Основные
причины происшествий с учащимися. Поведение свидетелей дорожнотранспортных происшествий. Оказание помощи работникам ГИБДД в
расследовании дорожных аварий и катастроф.
Тема 2. Правила перевозки пассажиров.
Обязанности пассажиров. Перевозка пассажиров общественным и личным транспортом. Перевозка детей. Где запрещается перевозить пассажиров?
Тема 3. Движение пешеходов и транспорта вне населенного пункта.
Порядок движения пешеходов за городом. Движение транспортных
средств по загородным дорогам.
Тема 4. Проезд железнодорожных путей.
Движение через неохраняемый железнодорожный переезд. Проезд
охраняемого железнодорожного переезда. Сигналы общей тревоги,
подаваемые водителем при остановке на ж/д переезде.
Темы 5. Практические занятия по обучению езде на велосипеде.
Подготовка велосипеда к эксплуатации. Отработка навыка держать
равновесие при движении на малых скоростях. Отработка поворотов и
разворотов. Подача предупредительных сигналов рукой. Движение с
торможением на мягкой почве, изменение скорости движения. Езда с
препятствиями. Отработка глазомера в определении скорости движения и
расстояний.
Тема 6. Способы регулирования движения.
Назначение светофора. Транспортные светофоры. Регулировщик.
Жесты регулировщика как способ регулирования дорожного движения.
Назначение и виды дорожных знаков. Дорожная разметка и ее
характеристика.
Тема 7. Итоговое занятие.
Тестирование учащихся по пройденной программе.
8-й класс
20

Тема 1. Правила движения — закон улиц и дорог.
Значение ПДД для обеспечения безопасности дорожного движения.
Первые дорожные правила. Появление первых дорожных правил в России.
Единые правила движения по улицам городов, населенных пунктов.
Утверждение правил дорожного движения РФ. Ответственность за
нарушение Правил дорожного движения. Деятельность ГИБДД по
обеспечению безопасности движения.
Тема 2. Дорога, элементы дороги.
Перекрестки и их виды. Определение дороги, улицы. Назначение
тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной
полосы, пешеходной и велосипедной дорожек. Термин «перекресток».
Регулируемый и нерегулируемый перекресток.
Тема 3. Способы регулирования движения.
Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного
движения. Группы дорожных знаков, назначение предупреждающих знаков и
знаков приоритета. Запрещающие знаки. Роль предписывающих знаков.
Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Назначение знаков
дополнительной информации (табличек).
Тема 4. Дорожная разметка как способ регулирования дорожного
движения.
Виды разметки. Горизонтальная разметка. Сплошные линии разметки,
наносимые белой и желтой красой. Штрих-пунктирные линии и их
назначение. Пешеходный переход и пересечение велосипедной дорожки с
проезжей частью. Вертикальная разметка и ее назначение.
Тема 5. Автомобиль и его классификация.
Транспортные автомобили: грузовые и пассажирские. Легковые
автомобили и автобусы. Специальные автомобили, их роль в хозяйстве
страны.
Спортивные
автомобили.
Мотоциклы
и
мотороллеры.
Немеханические транспортные средства.
Тема 6. Правила пользования транспортом.
Порядок ожидания трамвая, троллейбуса, автобуса. Посадка в
транспорт. Поведение пассажиров в транспорте. Что запрещено пассажиру?
Порядок выхода из транспортного средства. Правила перевозки детей в грузовом автомобиле. Правила перехода улицы после выхода из транспортного
средства.
Тема 7. Мопед и велосипед с подвесным устройством.
Предупредительные сигналы, даваемые велосипедистом. Общее
устройство и назначение основных узлов мопеда. Основные требования по
обеспечению безопасной езды на мопеде (велосипеде с подвесным мотором).
21

Ежедневный осмотр и обслуживание. Предупредительные сигналы,
подаваемые световыми приборами и руками, повороты направо, налево
(разворот), торможение.
Тема 8. Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных
средств.
Движение в жилых зонах. Обозначение пешеходных переходов и
остановок маршрутных транспортных средств. Порядок движения по
пешеходным переходам пешеходов и транспортных средств. Место
ожидания маршрутного транспорта. Дворы, жилая зона, движение транспорта и пешеходов в жилой зоне. Дорожные знаки «Жилая зона», «Конец жилой
зоны».
Тема 9. Итоговое занятие.
Проверка учащихся по ПДД методом тестирования, оказания на
практике первой доврачебной помощи пострадавшим в дорожнотранспортных происшествиях: наложение жгута и тугой повязки, шин, стерильных повязок, проведение искусственного дыхания и закрытого массажа
сердца.
9-й класс
Тема 1. Назначение правил дорожного движения, история их
возникновения и развития.
Общие правила движения пешеходов. Правило движения Юлия Цезаря
в древнем Риме. Первые правила в России. Первые автомобильные правила
во Франции. Международная конвенция по дорожному движению. Первые
советские правила дорожного движения. Единые правила дорожного
движения на территории СССР. Правила дорожного движения РФ.
Ответственность за несоблюдение правил движения. ГИБДД — гарант
обеспечения порядка и бесперебойного движения транспорта и пешеходов.
Порядок движения пешеходов по улицам и дорогам. Организация движения
организованных пеших колонн. Правила перехода улиц и дорог. Организация
движения групп детей.
Тема 2. Элементы улиц и дорог.
Перекрестки и их виды. Правила пользования общественным
транспортом. Правила перевозки детей на общественном и личном
транспорте. Перевозка детей на грузовом транспорте. Посадка и высадка
детей, поведение в транспортом средстве. Где запрещается перевозить детей?
Тема 3. Способы регулирования дорожного движения.
Назначение сигналов светофора для регулирования движения
пешеходов и транспорта. Регулировщик — основной способ регулирования
при заторах и неисправностях светофора. Дорожные знаки как один из
способов регулирования дорожного движения. Дорожная разметка и ее
22

характеристики. Виды дорожной разметки и ее назначение для регулирования движения транспорта и пешеходов. Горизонтальная разметка.
Вертикальная разметка.
Тема 4. Тормозной и остановочный путь автомобиля.
Время реакции водителя, время реакции тормозов. Формула
остановочного и тормозного пути. Зависимость тормозного и остановочного
пути от состояния покрытия, тормозных систем, скорости движения и массы
транспортного средства. Виды светофоров. Транспортные светофоры.
Пешеходные светофоры. Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров.
Тема 5. Назначение и виды транспортных средств.
Механические
и
немеханические
транспортные
средства.
Механические транспортные средства в экономике страны. Полуприцепы,
прицепы и гужевые повозки. Велосипед и мопед. Специальный транспорт и
особенности его движения. Применение специальных сигналов на
транспортных средствах. Предупредительные сигналы, подаваемые
водителями световыми приборами и рукой. Действия очевидцев дорожнотранспортных происшествий.
Тема 6. Назначение и группы дорожных знаков.
Предупреждающие знаки и их роль в регулировании движения
транспорта и пешеходов, значение знаков приоритета. Запрещающие знаки.
Предписывающие знаки и их характеристика. Информационно-указательные
знаки и знаки сервиса. Предназначение знаков дополнительной информации
(табличек). Причины дорожно-транспортных происшествий. Дорожнотранспортные
происшествия:
по
вине
пешеходов,
водителей,
велосипедистов, состояния дороги и погодных условий. Мероприятия,
проводимые по их устранению.
Тема 7. Правила движения для велосипедиста, мотоциклиста.
Обязанности водителя. Дополнительные требования к движению
велосипедов, мопедов. Оказание первой помощи при дорожно-транспортных
происшествиях. Правила перевозки травмированных.
Тема 8. Железнодорожный переезд.
Охраняемый и неохраняемый ж/д переезд. Правила движения по ж/д
переезду пешеходов и транспорта. Порядок въезда на ж/д переезд.
Запрещение въезда на ж/д переезд. Требования, предъявляемые к движению
гужевых повозок, к прогону скота, тихоходных транспортных средств.
Обязанности водителей транспортных средств при вынужденной остановке
на переезде. Сигналы при вынужденной остановке, подаваемые машинисту
поезда.
Тема 9. Итоговое занятие.
23

Назначение номерных, опознавательных и предупредительных знаков
и надписей на транспортных средствах. Меры ответственности пешеходов и
водителей за нарушение ПДД.
Раздел 4. Организация работы с родителями (законными
представителями) (далее – родители) по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма
Цель: сформированная культура безопасного поведения на дороге
родителей, способна создать условия для гармоничного развития личности
ребенка на примере активной жизненной позиции в деле соблюдения ПДД и
их пропаганды.
Задачи: формирование у родителей неравнодушной гражданской
позиции, формирование навыков и способностей, которые могут помочь
ребенку в освоении ПДД, основ первой помощи, воспитание активного,
ответственного участника безопасного дорожного движения, способного
подавать только положительный пример.
Прогнозируемый результат: активное участие родителей в культурнопросветительских
мероприятиях
образовательной
организации
по
профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в качестве
участников и кураторов, проявление заинтересованного отношения к
результатам работы, сознательное соблюдение ПДД.
Советы для педагогических работников:
- родители – это помощники и союзники педагогов в Системе работы
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- родители первые учителя детей в таком сложном предмете, как ПДД,
их опыт – это основа детской модели поведения на дороге;
- родители это самостоятельные, состоявшиеся личности, очень
болезненно относящиеся к тому, что им указывают на ошибки;
- родителей нельзя открыто переучивать, критиковать, иначе они
превратятся из союзников в оппонентов, лучше это делать на примере
ошибок детей, но вместе с взрослыми;
- родителей хорошо привлекать к проведению внеклассных
мероприятий, учебных занятий, подготовке к родительским собраниям.
При организации взаимодействия с родителями педагогам нужно
обращать внимание на особенности изучения ПДД детьми разного возраста,
и объяснять, в том числе физиологические и психологические особенности.
Например, что с младшими школьниками необходимо изучать вместе
правила передвижения по дорогам, ходить по улицам, объяснять, играть
вместе, принимать участие в мероприятиях.
Родителям детей среднего звена рекомендуется вместе ходить на
внеклассные мероприятия, заниматься пропагандистской деятельностью,
тестированием, ходить вместе с детьми на патрулирование.
Родителям старшего звена лучше выступать волонтерами вместе с
детьми, заниматься всеми видами пропаганды.
24

Хорошо работает памятка родителям, которая вариативно подходит
любому возрасту, в которую включены следующие советы:
- подавайте детям только положительный пример на дороге;
- чаще ходите вместе с ребенком, объясняя ему поведение участников
дорожного движения;
- делитесь опытом со своим ребенком;
- изучайте ПДД вместе;
- научите ребенка не паниковать, и сами не поддавайтесь панике в
экстремальных ситуациях;
- купите ребенку яркую и светоотражающую одежду, это гарантия
безопасности, а не дань моде;
- чаще ходите в школу на собрания, на совместные классные часы, на
внеклассные мероприятия, на учебные занятия по изучению ПДД;
- изучите вместе и попрактикуйте правила оказания доврачебной
помощи;
- составьте памятки безопасности на дороге вместе с ребенком и
маршрут движения «дом-школа-дом»;
- каждый день разговаривайте со своими детьми на тему безопасности
дорожного движения;
- повторяйте с детьми основные правила, незнание которых приведет
их к «ловушкам»: переход перекрестков, «безопасные островки», сигналы
светофора и регулировщика, выход из транспорта, нерегулируемые
перекрестки;
- предупредите ребенка о машинах со спец. сигналами, их скорость не
оценивается адекватно детьми;
- научите детей обращать внимание на сигналы автомобиля;
- научите детей не спешить, уходить из дома заблаговременно;
- развивайте у ребенка наблюдательность, научите его не только
видеть, но и слышать улицу и дорогу.
4.1. План работы с родителями по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма.
Месяц

Название мероприятия

Ответственные

Сентябрь

Общее родительское собрание,
классные родительские собрания «Дети
и дорога».
Ознакомление с Паспортом дорожной
безопасности, рекомендации по
составлению схем безопасных
маршрутов «дом-школа-дом», единых
требований.
Разработка памяток и рекомендаций по
ПДД для родителей «Возрастные
особенности поведения на дороге детей

Администрация
школы, заместитель
директора, классные
руководители
инспектор ГИБДД,
отряд ЮИД

Октябрь

25

Заместитель
директора, отряд
ЮИД

Ноябрь
Декабрь

Январь
Февраль

Март

Апрель

Май

разного возраста».
Привлечение родителей для
организации и проведения конкурсов по
пропаганде ПДД
Встреча с инспектором службы ДПС.
Виды детских удерживающих
устройств, ответственность родителейводителей.
Совместная деятельность учителей,
обучающихся и их родителей по
изготовлению наглядных пособий.
Привлечение родителей – медицинских
работников для организации
родительских собраний по оказанию
первой помощи при ДТП.
Участие родителей в подготовке к
конкурсам световозвращающих
элементов.
Общешкольное родительское собрание
«Ваш ребенок – велосипедист».
Участие родителей в подготовке и
проведении внутришкольного конкурса
«Безопасное колесо».
Общешкольное родительское собрание.
Подведение итогов года по
профилактике детского дорожнотранспортного травматизма.

Классные
руководители, отряд
ЮИД
Администрация
школы, инспектор
ГИБДД
Классные
руководители
Руководитель отряда
ЮИД
Классные
руководители,
руководитель отряда
ЮИД
Классные
руководители,
руководитель отряда
ЮИД
Инспектор ГИБДД,
Администрация,
заместитель
директора

Раздел 5. Работа с педагогическими работниками и организация работы
кабинета «Светофор»
Цель:
создание
работоспособного
коллектива,
умеющего
самостоятельно ориентироваться в вопросах ПДД и способного донести
знания до детей, учитывая психовозрастные особенности последних.
Задачи:
создать
систему
педагогического
инструментария,
направленного на обретение знаний, умений и выработку навыков
безопасного поведения на дороге; создать информационно-методическую
площадку для реализации программы безопасности; максимально помочь в
работе по безопасности дорожного движения всем участникам
образовательного пространства.
Прогнозируемый результат: грамотный педагогический коллектив,
умеющий ориентироваться в целостной системе по профилактике детского
26

дорожно-транспортного травматизма, имеющий для этого все необходимые
условия, пособия, информационную и материально-техническую базу.
Рекомендуется задействовать все педагогические структуры, например:
заместитель директора по учебно-воспитательной работе (предметные
школьные методические объединения, элементы ПДД на уроках, проведение
«Минуток БДД»); заместитель директора по воспитательной работе
(школьные методические объединения классных руководителей, классные
часы, система занятий по изучению ПДД, тестирование, анкетирование,
«Минутки БДД», родительские собрания, знакомство с информационным
материалом, работа с информационными стендами, инструктивные
совещания, обучающие семинары, круглые столы); классные руководители
(проведение «минуток БДД», внеклассные мероприятия, смотры – конкурсы,
концерты, конкурсы – соревнования, игры, творческие конкурсы и другое) .
Для организации цикличной и взаимозаменяемой деятельности
рекомендуется создать методическую базу («Копилку БДД»), которая будет
работать на все звенья программы ПДД. Для этого нужно подобрать
имеющиеся методические материалы, оценить их актуальность,
эффективность и целесообразность использования, при необходимости
обновить «Копилку БДД». Следующим шагом будет организация рабочего
пространства, чтобы оно по максимуму было информативным и
привлекательным для обучающихся в первую очередь и составление
расписания (графика) работы, в котором будет определено время для
педагогов, для обучающихся, для ЮИДовцев, для родителей.
В результате организации структурированной деятельности всеми ее
участниками будут отработаны определенные навыки и умения:
- у обучающихся будут сформированы прочные навыки безопасного
поведения на дороге, наблюдения, реакции;
- у родителей – прочные навыки по безаварийному движению
автотранспорта, навыки ответственного пешехода, навыки оказания первой
помощи;
- у педагогов – навыки оказания первой помощи, умение видеть
целостность проблемы и своевременно находить быстрые и действенные
пути ее решения;
- у членов отрядов ЮИД – навыки самоконтроля и принятия верных
решений в реальной ситуации на дороге, готовность к предотвращению и
преодолению опасных ситуаций.
Все участники программы профилактики ДТТ будут знать основы
безопасного поведения на дорогах, классификацию дорожных знаков, права
и обязанности пешеходов, пассажиров, водителей, велосипедистов, лиц,
использующих средства индивидуальной мобильности, способы оказания
первой помощи пострадавшим в ДТП, способы анализа и прогноза
экстремальных
дорожных
ситуаций,
необходимость
проведения
профилактической работы с целью сохранения жизни и здоровья всех
участников дорожного движения, влияние методов агитации и пропаганды на
состояние детского дорожно-транспортного травматизма.
27

Также все участники программы получат навыки владения
специальной дорожной терминологией, формами и методами пропаганды
ПДД и безопасного поведения на дороге, овладеют методами актерского
мастерства и оказания первой помощи, информацией о состоянии ДДТТ в
микрорайоне, городе, области, реализации в пропагандистской деятельности
по профилактике ДДТТ своих творческих способностей, изготовления
наглядной продукции, материалов и оборудования для урочных и
внеклассных мероприятий по профилактике ДДТТ, научатся проводить игры,
беседы, программы, конкурсы, контролировать себя на дороге, наблюдать,
оценивать, предвидеть дорожную ситуацию.
6. Список литературы:
1.
«Добрая дорога детства». Всероссийская газета для детей,
педагогов, родителей. Подписной индекс 39578.
2.
«Дорожная безопасность»: обучение и воспитание младшего
школьника». Москва. Издательство «Третий Рим», 2005.
3.
Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной
сферы ребенка. М.: Роспедагенство, 1994.
4.
Воспитание личности в коллективе. М.: Центр «Педагогический
поиск», 2000.
5.
Воспитательная работа в школе: Пособие для директоров и
педагогов общеобразовательных учреждений. Под ред. Кузнецовой. М.:
Школьная пресса, 2002.
6.
Ижевский П.В. Учебно-методический комплект «Безопасность
дорожного движения» 1-4 классы, - М.: Просвещение,2008.
7.
Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного
движения. – М.: Транспорт, 1990.
8.
Логинова Л. 365 уроков безопасности. – М.: Айрис-Пресс, 2000.
9.
Ляпина Е.Ю. Профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма в образовательной организации. Нормативно-правовые и
информационно-образовательное обеспечение. - Волгоград: издательство
«Учитель», 2015.
10. Материалы по проведению бесед со школьниками по
безопасности дорожного движения. Пермь, 1983.
11. Методические рекомендации по проведению «минуток» по
безопасности дорожного движения. Томск, 1986.
12. Мурченко Н.А. Безопасность на улицах и дорогах: специальное
издание для взаимодействия взрослых и детей, педагогов и родителей. Волгоград: издательство «Учитель», 2017.
13. Смирнов А.Т. Учебно-методический комплект «Безопасность
дорожного движения» 5-9 классы, - М.: Просвещение,2009.
14. Смирнов А.Т. Учебно-методический комплект «Безопасность
дорожного движения» 10-11 классы, - М.: Просвещение,2009.
28

15. Спасайкин. Детский журнал. Краснодар ИП Решульская Л.И.
16. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: профилактика дорожнотранспортного травматизма. – М.: ТЦСфера, 2008.
17. Учебно-методическое
пособие
для
общеобразовательных
учреждений и системы дополнительного образования детей «Моя волшебная
улица». Под.ред. Севрука Г.А. Москва. Издательство «Профтехнологии»,
2004.
18. Фролова Т.В. Профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма. 1-6 классы. Программа «В жизнь по безопасной дороге». –
Волгоград: издательство «Учитель», 2017.
19. Шипунова В.А. Беседы с ребенком. Безопасность на дороге.
Сложные ситуации. М.: Издательство Карапуз, 2015.
20. Юсин А.А. Я купил велосипед. – М.:Молодая гвардия, 1984.
21. Яковлев Ю. Ваши права, дети. М.: Международные отношения,
1992.
7. Дидактическое обеспечение программы
1. Плакат «Безопасность на дороге», Производитель: Сима-ленд, 2017
2. Комплект плакатов «Безопасность в образовательной организации»:
4 плаката, Издательство» Учитель, 2017.
3. Электронное учебно-методическое пособие «Город дорог»,
https://pdd.fcp-pbdd.ru/.
4. Электронное учебное пособие «Дорога без опасности», https:/bddeor.edu.ru.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».