МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Краснодарского края Администрация муниципального образования Абинский район ООШ № 34 УТВЕРЖДЕНО от «30» августа 2024 г. (протокол №1) Директор МКОУ ООШ №34 И.В.Поливара 30.08.24г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Кубановедение» для обучающихся 1-4 классов хутор Ленинский 2024 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемая рабочая программа предназначена для 1-4 классов общеобразовательных организаций и разработана в соответствии с требованиями: 1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373). 2. Авторской программы Ерёменко Е. Н. «Кубановедение: программа для 1–4 классов общеобразовательных учреждений». Краснодар, 2014. В связи с изменением Федерального базисного учебного плана курс «Кубановедение» переводится из урочной системы во внеурочную. Основная цель курса «Кубановедение» в начальной школе заключается в формировании у младших школьников целостной научной картины мира и понимания роли своей малой Родины, в воспитании гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, уважительно - к жителям края. В ходе реализации программы внеурочной деятельности «Кубановедение» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися: Воспитательных результатов – тех духовно – нравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций, значимых исторических событий; Воспитательного эффекта – того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края. Воспитательные результаты распределяются по трем уровням. Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний: о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых формах; об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях; о природных, климатических условиях Краснодарского края; об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Кубани. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми – учителями, родителями – как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т.е. в защищенной дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает первое практическое применение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень результатов предусматривает: получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами; формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С переходом одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своем населенном пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребенка; на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района; на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретение ими опыта нравственного поведения в семье и школе. Переходя от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно, путём наращивания изучаемой информации, за счёт концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Входе организации проектной исследовательской деятельности предполагается ориентация на достижение личностных и метапредметных результатов. Личностные результаты освоения учебного курса «Кубановедение»: 1. Гражданское воспитание - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; - готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности: - воспитание гражданской идентичности патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; - осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; - усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; - воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; -формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью; -осознание своей этнической и национальной принадлежности; 3. Духовно- нравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе; -формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе; -формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край; -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины; 4. Эстетическое воспитание - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью; -умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 5. Интеллектуально - познавательное воспитание - освоение социальных норм, правил поведения, ролей о форме социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видов деятельности; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; - усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 7. Трудовое воспитание и профориентационное самоопределение - формирование ответственного отношения к учёбе, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; - наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 8. Экологическое воспитание - формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях Метапредметные результаты: овладение особенностью принять и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково – символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населенного пункта (улицы, района); активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора , обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио -, видео -, фото –и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной изобразительности, этики и этикета; осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причино – следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; аргументация своей тоски зрения и оценка событий; формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре; освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве). 3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА В соответствии с приложением к письму министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 08.08.2016 г. № 13-13834/16-1 «О преподавании учебного предмета (курса) ОПК в 2016-2017 учебном году» в каждый год обучения (1-11 класс) учебного предмета «Кубановедение» вводится тематический раздел «Духовные истоки Кубани» (4 часа). Данный раздел реализуется в объеме 4 часов вместо отводимых на повторение и обобщение в каждом классе. Уроки раздела рекомендовано организовывать с использованием проектного метода, основанного на совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности обучающихся, направленной на достижение общего результата. С учетом возрастных особенностей. 1 КЛАСС (33 часа) Введение. Мой родной край (1 час). Раздел 1. Я и моя семья (7 часов). Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности и увлечения в нашей семье. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Будем жить одной семьёй (творческий проект). Раздел 2. «Наша школа» (6 часов). Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мой одноклассники. Правила школьной дружбы. Мы такие разные, но такие похожие (творческий проект). Раздел 3. Я и мои родные места (8 часов). Главный город Краснодарского края. Достопримечательности. Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах., на улице, в транспорте. Труд людей моего населённого пункта. Труд моих родных. Какой я житель (исследовательский проект). Раздел 4. Я и природа вокруг меня (7 часов). Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. Забота о комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Поэты, прозаики, художники о красоте родного края. Какой я житель (исследовательский проект). Раздел 5. Духовные истоки Кубани (4 часа). Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. Любовь к ближнему. Залог успеха детей – послушание родителям и уважение старших. Выполнение заповеди о семейных ценностях "Почитай отца и матерь твою...". Какой должна быть семья. Значение слова "благословение". Традиции казачьей семьи. Понятие "традиция". Православные традиции в казачьих семьях. Казак - отец, глава семьи. Казачка – мать, хранительница домашнего очага. Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы. Что такое воскресная школа. Традиции воскресной и светской школы. Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины. Что такое духовные святыни. Святые места Кубани. Планируемые предметные результаты: учащиеся должны знать/понимать своё полное имя, имена и отчества своих родных, домашний адрес; адрес школы, основные помещения школы, их предназначение и месторасположение; традиции своей школы; улицы, расположенные вблизи школы и дома, безопасный путь из школы и обратно; основные учреждения культуры, образования, бытового обслуживания своего населённого пункта; основные достопримечательности родного населённого пункта; профессии жителей своего города; основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение); учащиеся должны уметь выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни; составлять рассказ-описание по картине, по увиденному; находить географические объекты на карте-схеме; реализовывать коллективный исследовательский или творческий проект. 2 КЛАСС (34 часа) Введение. Символика района (города), в котором я живу (1 час). Раздел 1. Природа родного края (12 часов). Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало». Времена года на Кубани. Формы поверхности моей местности. Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов. Растительный мир моей местности. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Правила защитников природы. Растения и животные в природе и жизни людей (исследовательский проект). Раздел 2. Населённые пункты (6 часов). Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2: «Зимушка – зама, зима снежная была». Мой родной город. Улицы моего населённого пункта. История образования города. Глава города. Населённые пункты Краснодарского края. Где я могу проводить свободное время (исследовательский проект). Раздел 3. Труд и быт жителей Кубани (11 часов). Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. Особенности казачьего быта. Уклад кубанской семьи. Ремёсла на Кубани. Труженики родной земли. Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «ласточка с весною в сени к нам летит». Профессии и место работы членов моей семьи. Мои земляки в годы Великой Отечественной войны. Семья и семейные традиции. Труд в моей семье (творческий проект). Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4. «Здравствуй, лето!». Тема 4. Духовные истоки Кубани (4 часа). Родная земля. Родина. Поклонные кресты. Понятие "Родина", "малая Родина". Что такое поклонный крест. Традиции установления поклонных крестов на Кубани. Духовные родники жизни. Религиозные традиции моих земляков. Источники духовного становления человека: храм, семья, книги, традиции и др. Красный угол. Икона. Что такое «красный угол». Иконы, составляющие «красный угол». Почитаемые иконы в православных кубанских семьях. История написания семейных икон. «Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя». Защита Родины - священный долг. Подвиг во имя жизни других людей. Святые заступники Руси. Планируемые предметные результаты: учащиеся должны знать/понимать особенности времён года, характерные для своей местности; особенности рельефа своей местности; название водоёмов, крупных населённых пунктов своей местности; названия и отличительные признак некоторых растений и животных своей местности, правила защиты природы; значение Красной книги Краснодарского края; особенности труда и быта земляков; родственные связи в семье, уклад семьи; герб, флаг, гимн Краснодарского края; кубанские песни, пословицы, поговорки; основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, в школе; имена выдающихся людей своего района; учащиеся должны уметь показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, своего населённого пункта; рассказывать о достопримечательностях своего родного города; различать растения своей местности (травы, деревья, кустарники; лекарственные и ядовитые растения); выполнять правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага, а также у водоёмов, в лесу, горах. Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для Поиска и обработки дополнительной информации о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани; Планирование и реализация индивидуального проекта. 3 КЛАСС (34 часа) Введение. Изучаем родной край. Раздел 1. Нет в мире краше Родины нашей (10 часов). Рельеф Краснодарского края. Природные явления и стихийные бедствия. Правила безопасного поведения. Водоёмы Краснодарского края. Растительный и животный мир Кубани. Кубань – территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. Нет в мире краше Родины нашей. Раздел 2. Без прошлого нет настоящего (9 часов). Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города. История на карте. Переселение казаков на Кубань. С верою в сердце. Символика Краснодарского края. История и современность. Добрые соседи. Майкоп – столица Республики Адыгея. Без прошлого нет настоящего (исследовательский проект). Раздел 3. Казачьему роду нет переводу (10 часов). Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в твоей семье. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Мама. Твои земляки - труженики. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Казачьему роду нет переводу (проектная работа). Раздел 4. «Духовные истоки Кубани» (4 часа) Святые источники Кубани. Духовный смысл православных праздников. Крещение Господне. Значение крещения. Крещенские традиции. История возникновения святых источников. Карта святых источников края. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. Устройство храма и его значение. Особенности архитектуры, иконостас. Храмовые традиции (престольный праздник, храмовая икона, памятные даты). Именины. Что такое именины. День небесного покровителя. Святые. Традиции имянаречения. Мерные иконы. Подвиг материнства. Любовь матери. Материнский труд, уважительное отношение к нему. Жизнь и материнский подвиг Пресвятой Богородицы. Многодетная семья. Планируемые предметные результаты: учащиеся должны знать/понимать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани; природные явления, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры населения Краснодарского края; формы земной поверхности края; разновидности водоёмов края; названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных; герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего города; фамилии и имена земляков – выдающихся деятелей культуры, спорта; учащиеся должны уметь устанавливать связь между разнообразием растительного и животного мира и рельефом местности; различать особо охраняемые растения и редких животных; ориентироваться по физической карте Краснодарского края; объяснять историю возникновения своего населённого пункта, его названия, культурных и исторических достопримечательностей; Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для обогащение жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей; выполнять правила поведения во время стихийных бедствий; соблюдать правила сбора грибов в своей местности; правильное поведение у водоёмов в разное время года; бережное отношение к растениям и животным. 4 КЛАСС (34 часа) Введение. Мой край на карте России (1 час) Раздел 1. Береги землю родимую, как мать любимую (9 часов) Природные зоны Краснодарского края. Заповедники и заказники, школьные лесничества, расположенные на территории края. Роль водоёмов в природе и жизни человека. Использование и охрана водоёмов. Типы почв. Защита и охрана почв. Полезные ископаемые края, их использование. Значение природных богатств Краснодарского для жителей России. Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа). Раздел 2. Земля отцов - моя земля (12 часов). Как изучают историю Кубани: исторические источник. Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре. Жилища людей разных эпох. Екатеринодар – Краснодар. Современный облик административного центра. Вещи рассказывают о прошлом. Краснодарский государственный историко – археологический музей заповедник имени Е.Д. Фелицына. Предметы быта различных эпох. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Народные ремёсла и промыслы на Кубани. Письменные исторические источники. История Кубани в документах, литературных, научных источниках. Современные письменные источники. Символика Краснодарского края: гербы городов и районов. Устная история родного края. Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Земля отцов - моя земля (проектная работа). Раздел 3. Жизнь дана на добрые дела (8 часов). Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши земляки – гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты - наследник земли отцов. Жизнь дана на добрые дела (проектная работа). Раздел 4. «Духовные истоки Кубани» (4 часа) Библия. Библиотеки. Евангелие – главная книга казаков. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Культурное наследие Кубани. Православные традиции в музыкальных, художественных, литературных произведения известных, талантливых земляков. Музеи – хранители материальной и духовной культуры. Духовные сокровища краеведческих, художественных музеев. Литературный музей г. Краснодара – сокровищница старинных духовных и исторических книг. Я как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей. Итоговый урок: подведение итогов исследовательских проектов. Планируемые предметные результаты: учащиеся должны знать/понимать природные зоны Краснодарского края; различные виды карт Краснодарского края (физическая, административная, историческая) и их отличительные особенности; природные богатства родного края и их использование человеком; символику Краснодарского края; даты важнейших событий в истории края, города (станицы, аулы); особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края; достопримечательности края; наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Краснодарского края; особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края; важнейшие экологические проблемы Краснодарского края; заповедники и заказники, находящиеся на территории края; фамилии и имена выдающихся деятелей Кубани; учащиеся должны уметь определять местоположение Краснодарского края на карте России; определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных); правильно называть памятники культуры и истории края; исполнять гимн Краснодарского края. Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для правильного поведения во время исполнения гимнов России и Краснодарского края, соблюдение изученных правил безопасного поведения, исполнение знакомых народных песен, выполнение исследовательских и творческих проектов. 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Раздел Количество часов Темы Количество часов Ауд. Неауд. 1 КЛАСС Введение 33 1 Я и моя семья 7 1 Основные виды деятельности обучающихся Основные направления воспитательной деятельности Мой родной край. 1 Объяснять, что изучает кубановедение. Характеризовать понятия «малая родина». Называть край, район, населённый пункт, в котором проживают. Гражданское воспитание, патриотическое и формирование российской идентичности воспитание, популяризация научных знаний. Будем знакомы! Кто я? Какой я? 1 Называть своё имя (полное, сокращённое, уменьшительно ласкательное), называть имена родных, одноклассников.Описывать Гражданское воспитание, духовное и нравственное воспитание, эстетическое воспитание, популяризация научных знаний. 2 Любимые занятия 2 1 Моя семья 1 1 Обязанности и увлечения в нашей семье. 1 свой характер, рассказывать о своей мечте. Анализировать способы разгадывания ребусов. Составлять ребус своего имени одним из способов. Составлять рассказ о своём любимом занятии, иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией, видеозаписями. Рассказывать о своём участии в коллективных занятиях, анализировать правила взаимодействия во время этих занятий. Составлять рассказ о своей семье, называть её членов, описывать их. Рассказывать о любимых совместных занятий, семейных играх. Характеризовать понятия «обязанность» и «увлечение». Перечислять домашние обязанности членов своей семьи. Рассказывать о домашней работе, которую умеют выполнять. Демонстрировать умение пользоваться различными Духовное и нравственное воспитание, эстетическое воспитание, популяризация научных знаний, Духовное и нравственное воспитание, эстетическое воспитание, популяризация научных знаний, физическое воспитание, трудовое воспитание. Эстетическое воспитание, популяризация научных знаний, трудовое воспитание. Я и моя школа 1 Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. 1 1 Будем жить одной семьёй (творческий проект). 1 Наша школа. Правила поведения в школе. 1 инструментами, предметами быта. Составлять рассказ об увлечениях в свой семье. Характеризовать понятия «традиция». Сопоставлять семейные традиции с временами года. Рассказывать о любимом семейном празднике. Иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией. Сопоставлять и сравнивать традиции празднования одного и того же праздника в разных семьях. Участвовать в коллективном проекте. Рассказывать о своей работе, анализировать качество выполнения действий. Описывать коллективный проект, оценивать участие каждого. Гражданское воспитание, патриотическое и формирование российской идентичности воспитание, духовное и нравственное воспитание, популяризация научных знаний, Гражданское воспитание, патриотическое и формирование российской идентичности воспитание, духовное и нравственное воспитание, эстетическое воспитание, популяризация научных знаний. 6 1 Рассказывать о своей школе. Называть отличия различных видов школ (спортивной, музыкальной, воскресной и др.). Рассказывать о школьных Гражданское воспитание, эстетическое воспитание, популяризация научных знаний, физическое воспитание, экологическое воспитание 1 Знакомство со школой. Традиции нашей школы. 1 Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. 1 1 принадлежностях, классифицировать их, анализировать способы бережного отношения к ним. Анализировать своё и других детей в школе, сопоставлять правила поведения во время экскурсии по школе. Ходить на экскурсию вместе с одноклассниками. По результатам экскурсии записывать адрес школы, отмечать различные кабинеты и помещения, объяснять их предназначение. Обсуждать с одноклассниками и изображать символическое обозначение своего кабинета. Анализировать своё поведение во время экскурсии. Слушать рассказ об истории своей школы, её традициях. Характеризовать понятие «поручение». Анализировать деятельность в ходе выполнения школьных поручений. Оценивать свои возможности и Гражданское воспитание, духовное и нравственное воспитание, эстетическое воспитание, популяризация научных знаний. Духовное и нравственное воспитание, эстетическое воспитание, популяризация научных знаний, физическое воспитание. Я и мои родные места. 2 Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. 2 1 Мы такие разные, но такие похожие (творческий проект). 1 Главный город Краснодарского края. 1 обосновывать своё желание выполнять то или иное поручение. Анализировать учебное и свободное время. Составлять режим дня, сопоставлять свой режим с нормами здорового образа жизни. Называть имена своих одноклассников. Характеризовать общие интересы, совместные занятия. Обсуждать с одноклассниками правила школьной дружбы. Анализировать своё поведение в соответствии с этими правилами. Объединяться в группы, руководствуясь общими интересами. Участвовать в групповом проекте. Определять свою часть работы, анализировать качество её выполнения. Духовное и нравственное воспитание, эстетическое воспитание, популяризация научных знаний, физическое воспитание. Гражданское воспитание, патриотическое и формирование российской идентичности воспитание, духовное и нравственное воспитание, эстетическое воспитание. 8 1 Слушать рассказ о Краснодаре. Рассказывать освоих впечатлений с опорой на фотографии, Гражданское воспитание, духовное и нравственное воспитание, эстетическое воспитание, популяризация картины, рисунки. 1 Достопримечательности. 1 1 Мой адрес. Улица, на которой я живу. 1 2 Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. 1 Характеризовать понятие «достопримечательность». Рассказывать об известных достопримечательностях Краснодарского края и своего района. Описывать места отдыха своей семьи. Участвовать в составлении плана рассказа «Достопримечательности нашего населённого пункта». Называть свой адрес. Описывать свою улицу, опираясь на наблюдения, иллюстративный материал. 1 Анализировать опасности, подстерегающие на улице. Проговаривать правила поведения пешехода. Описывать знаки дорожного движения. Классифицировать различные виды транспорта, описывать их. Анализировать правила поведения в общественном транспорте. Сопоставлять своё поведение с нормами. Обсуждать правила научных знаний, экологическое воспитание духовное и нравственное воспитание, эстетическое воспитание, популяризация научных знаний, физическое воспитание, экологическое воспитание Популяризация научных знаний, физическое воспитание, трудовое воспитание, экологическое воспитание Эстетическое воспитание, популяризация научных знаний, экологическое воспитание 2 Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных. 2 1 Какой я житель (исследовательский проект). 1 перехода через дорогу в зависимости от вида транспорта. Составлять план безопасного движения из дома в школу и обратно. Описывать труд людей разных профессий. Называть профессии своих родных, рассказывать об особенности их деятельности. Слушать рассказы представителей различных профессий. Характеризовать понятие «индивидуальный» и «коллективный» труд. Обсуждать с одноклассниками тему бережного отношения к труду других людей. Участвовать в групповом проекте. Отвечать на вопросы о своём населённом пункте (достопримечательности, памятные места, парки). Рассказывать, ка вести себя на улице, в общественных местах, в транспорте. Анализировать работу каждого участника группы в соответствии с Популяризация научных знаний, трудовое воспитание, экологическое воспитание Эстетическое воспитание, популяризация научных знаний, физическое воспитание. поставленной целью. Я и природа вокруг меня 7 2 Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. 1 1 Забота о комнатных растениях и домашних животных. 1 2 Красота природы моей местности. Поэты, прозаики, художники о 1 1 1 Наблюдать во время экскурсии за погодой, растительным и животным миром. Составлять рассказ об увиденном. Анализировать правила поведения во время экскурсии на природу. Сопоставлять своё поведение с нормами. Называть животных своей местности. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрировать повествование рисунками, фотографиями. Рассказывать об окружающих растениях, классифицировать их. Анализировать способы заботливого отношения к комнатным растениям и домашних животных. Наблюдать за деятельностью ветеринара или слушать рассказ о его деятельности. Анализировать различные способы описания красоты природы родного края. Эстетическое воспитание, популяризация научных знаний, физическое воспитание, экологическое воспитание Популяризация научных знаний, трудовое воспитание, экологическое воспитание Эстетическое воспитание, популяризация научных знаний, физическое красоте родного края. Милый сердцу уголок (творческая мастерская). 1 1 Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. Любовь к ближнему. 1 1 Традиции казачьей семьи. 1 2 Духовные истоки Кубани 1 Сопоставлять свои впечатления, мысли, чувства с чувствами и мыслями других людей. Анализировать произведения художников, писателей, воспевающих красоту родного края. Выбирать для описания (рисования, фотоизображения и др.) объект природы. Анализировать его достоинства. Использовать средства выразительности речи и пр. для передачи своего отношения к данному объекту. воспитание, трудовое воспитание, экологическое воспитание Залог успеха детей – послушание родителям и уважение старших. Выполнение заповеди о семейных ценностях "Почитай отца и матерь твою...". Какой должна быть семья. Значение слова "благословение". Понятие "традиция". Православные традиции в казачьих семьях. Казак - Духовное и нравственное воспитание, эстетическое воспитание, популяризация научных знаний, физическое воспитание, трудовое воспитание, экологическое воспитание Гражданское воспитание, патриотическое и формирование российской идентичности воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание, экологическое воспитание 4 1 1 2 КЛАСС Введение 34 1 Природа родного края 12 1 отец, глава семьи. Казачка – мать, хранительница домашнего очага. Что такое воскресная школа. Традиции воскресной и светской школы. Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы. Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины. 1 Духовное и нравственное воспитание, эстетическое воспитание, популяризация научных знаний, физическое воспитание, трудовое воспитание, экологическое воспитание 1 Что такое духовные святыни. Святые места Кубани. Символика района (города), в котором я живу 1 Осознавать духовно – нравственный смысл понятия «малая родина». Характеризовать понятия «гимн», «флаг», «герб». Анализировать символику своего района. Изображать флаг, герб своего района (делать аппликацию). Демонстрировать знания правила поведения во время слушания гимна. Гражданское воспитание, патриотическое и формирование российской идентичности воспитание, популяризация научных знаний. Времена года на Кубани. 1 Анализировать сезонные изменения в природе и жизни человека. Перечислять дары осени, классифицировать их и описывать. Анализировать эстетическое воспитание, физическое воспитание, экологическое воспитание популяризация научных знаний. 1 Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало». Формы поверхности моей местности. 1 Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов. 1 1 картины художников, составлять натюрморт из фруктов и овощей, рисовать его. Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализировать задание экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Характеризовать понятия: горная и равнинная часть Краснодарского края, физическая карта Краснодарского края, условные обозначения. Перечислять названия известных водоёмов, описывать занятия людей у водоёмов. Описывать Чёрное и Азовское моря, сравнивать их основные характеристики. Показывать моря на карте. Узнавать по описанию реку Кубань, находить и называть города, расположенные на её берегах. Называть водоёмы своей местности, Эстетическое воспитание, физическое воспитание, экологическое воспитание. Физическое воспитание, экологическое воспитание, трудовое воспитание. 2 Растительный мир моей местности. 1 1 Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. 1 1 Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. 1 1 составлять о них рассказ по плану. Анализировать правила поведения у водоёмов. Перечислять названия растений своей местности. Классифицировать растения на группы. Характеризовать культурные и дикорастущие растения. Описывать растения различными способами (научное описание, художественно поэтическое). Иллюстрировать свой рассказ фотографиями и рисунками. Характеризовать понятие «лекарственные растения». Перечислять лекарственные растения, произрастающие на Кубани, анализировать правила их сбора. Описывать способы применения лекарственных растений. Характеризовать понятие «ядовитые растения». Определять их основные признаки. Перечислять Экологическое воспитание, популяризация научных знаний, эстетическое. Экологическое воспитание, популяризация научных знаний, эстетическое. Физическое воспитание, экологическое воспитание, популяризация научных знаний. 2 Животный мир моей местности. 2 1 Красная книга Краснодарского края. 1 действия при оказании первой помощи при отравлении растениями. Перечислять названия животных своей местности. Классифицировать их. Составлять рассказ о диких и домашних животных, искать в энциклопедической литературе необходимые сведения о них. Анализировать внешний вид и повадки животных, опираясь на художественные произведения, картины художников, скульптурные произведения. Составлять рассказ о своём любимом животном, иллюстрируя рисунком или фотографией. Знать названия некоторых растений и животных, занесённых в Красную книгу Краснодарского края. Слушать рассказ учителя об исчезающих животных и растениях своего района. Составлять сообщение об одном из экологическое воспитание, популяризация научных знаний. Экологическое воспитание, популяризация научных знаний. Населённые пункты 1 Правила защитников природы. 1 Растения и животные в природе и жизни людей (исследовательский проект). 1 Годовой исследовательский проект сезонных изменений. 1 1 них, иллюстрируя рисунком или фотографией. Анализировать с одноклассниками правила защиты природы. Рисовать (делать аппликации, фотографии) условные обозначения к данным правилам в виде запрещающих и разрешающих знаков. Понимать важность размещения этих знаков в различных общественных местах. Планировать и выполнять индивидуальный проект. Анализировать значение растений и животных в жизни человека. Создавать рекламу какому – либо изделию или продукту. экологическое воспитание, популяризация научных знаний. Гражданское воспитание, патриотическое и формирование российской идентичности воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание, экологическое воспитание Духовное и нравственное воспитание, популяризация научных знаний, трудовое воспитание 6 2 1 Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки зимы, описывать Физическое воспитание, экологическое воспитание, трудовое воспитание. Часть 2: «Зимушка – зама, зима снежная была». Улицы моего населённого пункта. 1 История образования города. Глава города. 1 1 Населённые 1 пункты особенности зимы в Краснодарском крае. Анализировать зимние занятия земляков. Изучать произведения художников, писателей о зиме. Называть улицы своего населённого пункта, главную улицу. Классифицировать названия по различным признакам. Называть фамилии людей, в честь которых названы улицы. Рассказывать об одном из них. Соотносить различные учреждения (образовательные, спортивные, культурные) с их местом расположения. Выстраивать вместе с учителем маршруты по улицам своего населённого пункта. Слушать рассказ об истории образования своего района, фиксировать дату образования, связанные с этим события. Называть глав района, описывать его деятельность. Характеризовать типы Гражданское воспитание, патриотическое и формирование российской идентичности воспитание, духовное и нравственное воспитание. Гражданское воспитание, Краснодарского края. 2 Труд и быт моих земляков Где я могу проводить свободное время (исследовательский проект). 1 Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. 1 1 населённых пунктов: «район», «город», «станица», «село», «хутор», «аул». Классифицировать населённые пункты своего района. Находить различные типы населённых пунктов на карте своего района, называть их. Участвовать в групповом проекте, выбрав группу по схожим интересам. Описывать время своего времяпрепровождения, режим работы, направленность. патриотическое и формирование российской идентичности воспитание. Характеризовать понятия «станица», «хата». Перечислять материалы для строительства хат на Кубани, объяснять их выбор. Составлять рассказ о строительстве турлучных и саманных хат. Называть храмы, культовые сооружения религиозных конфессий своей местности. Перечислять Гражданское воспитание, патриотическое и формирование российской идентичности воспитание, духовное и нравственное воспитание. Эстетическое воспитание, физическое воспитание, экологическое воспитание трудовое воспитание 11 1 2 Особенности казачьего быта. 1 1 Уклад кубанской семьи. 1 1 Ремёсла на Кубани. 1 1 Труженики земли. 1 родной 1 календарные православные праздники, составлять рассказ об одном из них. Перечислять и описывать предметы казачьего быта. Оценивать духовно – нравственный смысл понятия «кубанское гостеприимство». Исполнять народную песню. Составлять рецепт блюда кубанской кухни. Характеризовать понятие «кубанская семья». Рассказывать о её традициях и укладе. Составлять рассказ о своей семье по плану, иллюстрируя рисунком или фотографией. Перечислять ремёсла, распространённые в своей местности. Составлять рассказ об одном из предметов быта, выполненном кубанскими мастерами. Описывать виды деятельности жителей своего района. Перечислять основные виды производства, профессии своих земляков, Духовное и нравственное воспитание, популяризация научных знаний, трудовое воспитание. Эстетическое воспитание, духовное и нравственное воспитание, трудовое воспитание. Популяризация научных знаний, трудовое воспитание. Популяризация научных знаний, трудовое воспитание 1 Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Профессии и место работы членов моей семьи. 1 Мои земляки в годы Великой Отечественной войны. 1 1 характеризовать их деятельность. Перечислять знаменитых земляков. Определять понятие «Доска почёта». Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки весны, описывать особенности весны в Краснодарском крае. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Перечислять предприятия, на которых побывал во время экскурсии, профессии людей, работающих на этих предприятиях, описывать деятельность одного из них. Анализировать занятия земляков весной. Изучать произведения художников, писателей о весне. Слушать рассказы о Великой Отечественной войне. Планировать беседу с родными и близкими. Экологическое воспитание, трудовое воспитание Гражданское воспитание, патриотическое и формирование российской идентичности воспитание. Духовные истоки Кубани 1 Семья и традиции. семейные 1 1 Труд в моей семье (творческий проект). 1 1 Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4. «Здравствуй, лето!». 1 Родная земля. Родина. Поклонные кресты. 1 Рассказывать о своей семье, используя план. Анализировать пословицы о семье. Выбирать стихотворения кубанских поэтов о семье. Выполнять индивидуальный проект. Планировать свои действия, выполнять по плану, корректировать, анализировать и оценивать полученные результаты. Анализировать изученные темы, перечислять темы, особо заинтересовавшие, а также те, вызвали затруднение. Ставить цели изучения кубановедения на следующий год. Планировать самостоятельно экскурсию, анализируя экскурсионный лист. Эстетическое воспитание, духовное и нравственное воспитание, трудовое воспитание. Понятие "Родина", "малая Родина". Что такое поклонный крест. Традиции установления поклонных крестов на Кубани. Гражданское воспитание, духовное и нравственное воспитание. Популяризация научных знаний, трудовое воспитание. Физическое воспитание, экологическое воспитание, трудовое воспитание 4 1 1 1 1 3КЛАСС ВВЕДЕНИЕ 34 1 «Нет в мире краше Родины нашей» 10 1 Духовные родники жизни. Религиозные традиции моих земляков. Красный угол. Икона. 1 "Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя". 1 Изучаем родной край. 1 Знать названия своего края. Гражданское воспитание, Рассказывать о том, что популяризация научных было изучено. Знакомиться знаний. с учебным пособием, с условными обозначениями. Составлять вопросы для викторины. Рельеф Краснодарского края 1 Характеризовать рельеф Краснодарского края (возвышенности, низменности, равнины, горы). Показывать на карте 1 Источники духовного становления человека: храм, семья, книги, традиции и др. Что такое «красный угол». Иконы, составляющие "красный угол". Почитаемые иконы в православных кубанских семьях. История написания семейных икон. Защита Родины священный долг. Подвиг во имя жизни других людей. Святые заступники Руси. Гражданское воспитание, духовное и нравственное воспитание, Гражданское воспитание, духовное и нравственное воспитание, Гражданское воспитание, духовное и нравственное воспитание, Экологическое воспитание, популяризация научных знаний. 1 Природные явления и стихийные бедствия. Правила безопасного поведения. 1 2 Водоёмы Краснодарского края. 2 2 Растительный и 1 1 горную и равнинную части Краснодарского края. Перечислять и характеризовать природные явления, характерные для Краснодарского края (дождь, ветер, снег, туман, гололёд). Описывать одно из них. Составлять календарь народных примет. Перечислять и характеризовать стихийные бедствия (землетрясение, смерч, наводнение, сель, бора).обсуждать безопасное поведение во время стихийного бедствия. Приводить примеры борьбы земляков с последствиями стихийного бедствия. Перечислять водоёмы (моря, реки, озёра, плавни, лиманы) Краснодарского края, показывать их на карте.классифицировать водоёмы (солёные и пресные). Составлять рассказ об одном из них с опорой на план. Описывать растительный и Физическое воспитание, экологическое воспитание, популяризация научных знаний. Экологическое воспитание, популяризация научных знаний. Экологическое воспитание, животный мир Кубани. 1 Кубань – территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм. 1 1 Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. 1 животный мир с опорой на карты – схемы. Сравнивать растительный и животный мир равнинной и горной частей Краснодарского края характеризовать понятие «культурные растения», классифицировать культурные растения. Составлять рассказ об одном из них. Называть грибы, распространённые на территории Краснодарского края. Рассказывать о правилах сбора. Перечислять и характеризовать курорты Краснодарского края. Показывать их на карте. Составлять сообщение об одном из курортов, используя свои наблюдения, материалы СМИ (в то числе Интернет). Анализировать творчество писателей, художников, которые старались передать красоту родного края.характеризовать понятие «талант». популяризация научных знаний. Физическое воспитание, экологическое воспитание, трудовое воспитание. Эстетическое воспитание, физическое воспитание, популяризация научных знаний, трудовое воспитание. Нет в мире краше Родины нашей (проектная работа). 1 1 Прошлое и настоящее. «Лента времени». 1 1 Древние города. 1 2 История на карте. 1 2 Без прошлого нет настоящего 1 Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и анализировать проект «Нет в мире краше Родины нашей». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. Эстетическое воспитание, физическое воспитание, популяризация научных знаний, трудовое воспитание. Характеризовать понятие «лента времени». Определять последовательность исторических событий, фиксировать их «на ленте времени». Показывать на карте местонахождение древнегреческих городов (Горгиппия и Гермонасса). Фиксировать на «ленте времени» годы их основания.описывать их, опираясь на иллюстрации Показывать на Духовное и нравственное воспитание, популяризация научных знаний. 9 1 Гражданское воспитание, патриотическое и формирование российской идентичности воспитание, популяризация научных знаний. Гражданское воспитание, Переселение казаков на Кубань. 1 С верою в сердце. 1 1 Символика Краснодарского края. История и современность. 1 исторической карте пути переселения казаков с опорой на текст учебника. Описывать переселения казаков по представлению. Называть первые станицы и показывать их на карте. Рассказывать историю освоения своего населённого пункта. Чертить план (схему) своего населённого пункта (микрорайона, квартала, улицы), используя условные обозначения. Анализировать отличия православного храма от культурных сооружений иных религий и других архитектурных сооружений. Рассказывать о святом (или православном празднике), во имя которого освящён храм (празднуется праздник) в своём городе (районе). Анализировать исторические факты, предметы, традиции, отражённые в символике края. Знать текст гимна, поднятия и спуска флага. патриотическое и формирование российской идентичности воспитание, популяризация научных знаний. Духовное и нравственное воспитание, популяризация научных знаний. Гражданское воспитание, патриотическое и формирование российской идентичности воспитание. Казачьему роду нет переводу 1 Добрые соседи. Майкоп – столица Республики Адыгея. 1 2 Без прошлого нет настоящего (исследовательский проект). 1 1 Твоя родословная. История твоей семьи. 1 1 Ты и твоё имя, имена в твоей семье. 1 1 Осознавать духовно – нравственный смысл понятия «дружба народов». Показывать на карте Республику Адыгея и её столицу. Описывать маршрут из своего населённого пункта в Майкоп. Фиксировать на «ленте времени» год основания Майкопа. Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Лента времени». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. Гражданское воспитание, духовное и нравственное воспитание, популяризация научных знаний. Составлять рассказ о своей семье с опорой на план. Рисовать генеалогическое дерево. Оформлять альбом «Моя родословная». Рассказывать о своём имени, о его значении. Духовное и нравственное воспитание, популяризация научных знаний. Гражданское воспитание, патриотическое и формирование российской идентичности воспитание, духовное и нравственное воспитание, популяризация научных знаний. 10 Духовное и нравственное воспитание, популяризация 1 Из истории кубанских фамилий. 1 1 Семейные ценности. Мама. 1 Слушать рассказы одноклассников о происхождении их имён. Составлять календарь с именами родных и друзей. Анализировать кубанские фамилии, фамилии одноклассников. Классифицировать фамилии по различным признакам. Рассказывать о значении своей фамилии по результатам опроса родных, изучение словарей. Характеризовать понятие «семейные ценности», «честь семьи и рода» с этической точки зрения. Описывать ситуации, в которых выражаются семейные ценность. Приводить примеры, когда отстаивалась честь рода, семьи, Родины. Используя различные источники информации (рассказы взрослых, материалы СМИ и пр.), составлять рассказ о подвиге солдатских матерей своего района, о матерях – героинях. Составлять рассказ о своей научных знаний. Духовное и нравственное воспитание, популяризация научных знаний. Духовное и нравственное воспитание, популяризация научных знаний. 1 Твои земляки труженики. 1 1 Кубанские умельцы. 1 1 Народные обычаи и традиции. 1 1 Казачий фольклор. 1 маме на основе беседы с ней. Анализировать и устанавливать связь между природно – климатическими условиями Краснодарского края и занятиями его жителей. Рассказывать об известных людях труда – земляках, опираясь на заметки в СМИ. Сочинять сказку. Перечислять ремёсла, распространённые на Кубани. Составлять рекламу изделиям народно – прикладного искусства. Рассказывать, какими ремёслами владеют родные и близкие. Характеризовать народны обычаи и традиции, пришедшие из глубины веков и оставшихся в нашей жизни до сегодняшних дней. Делать записи в альбоме «Моя родословная». Перечислять основные виды фольклора, распространённые на Кубани. Подбирать Гражданское воспитание, популяризация научных знаний, трудовое воспитание Эстетическое воспитание, духовное и нравственное воспитание, трудовое воспитание Эстетическое воспитание, духовное и нравственное воспитание, популяризация научных знаний. Эстетическое воспитание, духовное и нравственное воспитание, популяризация научных знаний. 2 Духовные истоки Кубани Казачьему переводу работа). роду нет (проектная 1 1 примеры. Рассказывать правила народной игры. Делать записи в альбоме «Моя родословная». Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Моя семья в истории Кубани». Анализировать скульптуру, высказывать своё мнение и аргументировать его. Гражданское воспитание, эстетическое воспитание, духовное и нравственное воспитание, популяризация научных знаний. 4 1 Святые Кубани. источники 1 1 Карта святых источников края. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. 1 Духовный смысл православных праздников. Крещение Господне. Значение крещения. Крещенские традиции. История возникновения святых источников. Устройство храма и его значение. Особенности архитектуры, иконостас. Храмовые традиции (престольный праздник, храмовая икона, памятные даты). Духовное и нравственное воспитание, популяризация научных знаний. Духовное и нравственное воспитание, популяризация научных знаний. 4 КЛАСС Введение. Береги землю родимую, как мать любимую 1 Именины. 1 1 Подвиг материнства. 1 1 Мой край России карте Природные зоны Краснодарского края. на Что такое именины. День небесного покровителя. Святые. Традиции имянаречения. Мерные иконы. Любовь матери. Материнский труд, уважительное отношение к нему. Жизнь и материнский подвиг Пресвятой Богородицы. Многодетная семья. Духовное и нравственное воспитание, популяризация научных знаний. 1 Определять месторасположение Краснодарского края по отношению к другим регионам, странам. Определять регионы, соседствующие с Краснодарским краем. Знать о видах связи (железнодорожная, воздушная) с другими регионами нашей страны. Гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, популяризация научных знаний, трудовое воспитание, экологическое воспитание 1 Перечислять природные зоны Краснодарского края (степи, лесостепи, леса, Эстетическое воспитание, экологическое воспитание Духовное и нравственное воспитание, популяризация научных знаний. 9 1 1 Заповедники и заказники, школьные лесничества, расположенные на территории края. 1 1 Роль водоёмов в природе и жизни человека. Использование и охрана водоёмов. 1 субтропики, субальпийские и альпийские луга, вечные снега). Описывать одну из них. Выбирать способ исследования и определять природную зону своей местности, составлять рассказ о природной зоне своей местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями. Определять по карте территорию Кавказского государственного природного заповедника. Рассказывать о заказниках и их значении для жизни животных. Анализировать действия земляков по сохранению лесных богатств края. Называть и показывать на карте Краснодарского края водоёмы. Анализировать их роль в жизни людей (перевозка людей и грузов, ловля рыбы, разведение птицы, отдых людей). Определять пользу водоёмов. Характеризовать понятия «естественный» и «искусственный» водоёмы. Находить и обсуждать Эстетическое воспитание, экологическое воспитание, популяризация научных знаний. Экологическое воспитание, популяризация научных знаний. 1 Типы почв. Защита и охрана почв. 1 1 Полезные ископаемые края, их использование. 1 причины, которые приводят к загрязнению водоёмов. Анализировать и определять степень своего участия в очистке водоёмов. Характеризовать основные типы почв, распространённые в Краснодарском крае. Показывать территории их распространения на карте – схеме. Собирать и анализировать образцы почв. Характеризовать чернозёмные почвы, их значение в жизни человека. Характеризовать значение почвы для человека, пользу, которую принося почвы Краснодарского края стране. Анализировать различные меры, применяемые в борьбе с ветровой и водной эрозией (в то числе лесополоса). Составлять письменный рассказ – заметку в газету об охране и защите почв с иллюстрацией. Перечислять полезные ископаемые и показывать Экологическое воспитание, популяризация научных знаний. Экологическое воспитание, популяризация научных Земля отцов 2 Значение природных богатств Краснодарского для жителей России. 1 1 2 Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа). 1 1 12 их местонахождение на карте (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Описывать области применения полезных ископаемых. Показывать на карте районы, где найдены целебные источники и грязи. Характеризовать понятие «природные богатства». Анализировать их значение для жителей страны. Объяснять необходимость бережного отношения человека к природным богатствам. Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Книга для гостей нашего края». Оформлять выставку «Защитим природу родного края». Анализировать скульптуру, высказывать своё мнение и аргументировать его. знаний. Экологическое воспитание, популяризация научных знаний. Духовное и нравственное воспитание, популяризация научных знаний, экологическое воспитание - моя земля 1 Как изучают историю Кубани: исторические источник. 1 1 История Кубани в архитектуре. Жилища людей разных эпох. 1 Исследовать и характеризовать исторические источники. Объяснять понятие «вещественные исторические источники», приводить примеры таких источников. Рассказывать о работе археологов, понимать значение археологических исследований для исторической науки. Называть наиболее известные археологические раскопки на территории края. Представлять современные вещи в качестве вещественных источников для будущих исследователей. Анализировать архитектурный объект с точки зрения исторического источника.показывать на карте значимые в истории края объекты: стоянку древнего человека (п. Ильский), меотское городище (ст. Елизаветинская), Гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Эстетическое воспитание, трудовое воспитание. 1 Екатеринодар – Краснодар. Современный облик административного центра. 1 2 Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох. 1 1 Народные ремёсла и промыслы на Кубани. 1 1 выставочный комплекс «Атамань» (ст. Тамань). Описывать и сравнивать жилища людей разных эпох. Рассказывать об истории главного города Краснодарского края, используя различные исторические источники. Характеризовать понятие «административный центр». Понимать значение реконструкции и восстановления памятников архитектуры. Описывать старинные архитектурные здания своего района, рассказывать об одном из них. Знать история образования Краснодарского государственного историко - археологического музея – заповедника им. Е.Д.Фелицына. Составлять рассказ о залах и экспозициях музея. Сопоставлять предметы быта разных эпох. Сопоставлять место проживания, Гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. эстетическое воспитание. Духовное и нравственное воспитание, популяризация научных знаний, эстетическое воспитание. Популяризация научных знаний, трудовое воспитание. 1 Письменные исторические источники. История Кубани в документах, литературных, научных источниках. 1 1 Символика Краснодарского края: гербы городов и районов. 1 1 Устная история родного края. 1 1 Обычаи и традиции народов, живущих на 1 географические особенности с видом народно - прикладного искусства, распространённого в данной местности. Составлять вопросы для интервью с народными умельцами. Наблюдать за их работой и описывать её. Исследовать и характеризовать письменные исторические источники. Представлять современные записи в качестве данного вида источников в будущем. Анализировать символические изображения. Понимать значения символов, изображённых на гербах городов и районов Краснодарского края. Знать и описывать герб своего города. Определять, каким образом отразились культурные и исторические традиции в устном народном творчестве. Планировать и реализовывать проект «Мы Популяризация научных знаний, эстетическое воспитание. Гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Эстетическое воспитание, популяризация научных знаний. Гражданское воспитание, популяризация Кубани. Земля отцов - моя земля (проектная работа). 1 1 Просветители земли кубанской. 1 1 Защитники Отечества. 1 2 Жизнь дана на добрые дела 1 – дети Кубани» на основе изучения обычаев и традиций народностей, представители которых живут, работают и учатся в данной школе. Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждаю свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письменные исторические источники». Анализировать произведения живописи. научных знаний, эстетическое воспитание. Фиксировать на «ленте времени» год основания первой школы на Кубани. Сопоставлять школьные предметы, принадлежности, особенности современной школы и той, в которой учились предки. Анализировать причины, изменившие школу. Рассказывать о героях Духовное и нравственное воспитание, популяризация научных знаний. Гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, эстетическое воспитание. 8 Гражданское воспитание, 1 Труженики полей. 1 2 Радетели земли кубанской. Наши земляки – гордость страны. 2 Великой Отечественной войны, тыла. Планировать и реализовывать проект «Книга славы». Фиксировать на «ленте времени» дату освобождения края (своего населённого пункта) от немецко – фашистских захватчиков. Составлять рассказ о людях труда. Анализировать качества учёных - селекционеров, позволившие им добиться мировой известности. Составлять статью «Герои кубанских полей» с опорой на СМИ, рассказы очевидцев, свои наблюдения. Характеризовать нравственный смысл понятий «гордость страны», «радетели земли кубанской». Составлять энциклопедическую статью об одном из выдающихся земляков, объединив статьи одноклассников, создавать энциклопедию «Радетели земли кубанской» (по патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. духовное и нравственное воспитание, популяризация научных знаний, трудовое воспитание. Гражданское воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание. Духовные истоки Кубани 1 Ты - наследник земли отцов. 1 2 Жизнь дана на добрые дела (проектная работа). 2 Библия. Библиотеки. 1 выбору: выдающихся деятелях науки, образования, искусства, культуры, космонавтах, врачах, спортсменах, политиках). Определять и обосновывать цели на будущее. Сопоставлять свои цели с целями общества, в котором живёшь. Обозначать степень ответственности за сохранение культурно – исторического наследия. Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письмо моим наследникам». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. Гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Духовное и нравственное воспитание, популяризация научных знаний. 4 1 Евангелие – главная книга Духовное и нравственное 1 Культурное Кубани. наследие 1 1 Музеи – хранители материальной и духовной культуры. 1 1 Я как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей. 1 казаков. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Православные традиции в музыкальных, художественных, литературных произведения известных, талантливых земляков. Духовные сокровища краеведческих, художественных музеев. Литературный музей г. Краснодара – сокровищница старинных духовных и исторических книг. Итоговый урок: подведение итогов исследовательских проектов воспитание, популяризация научных знаний, эстетическое воспитание. Духовное и нравственное воспитание, популяризация научных знаний, эстетическое воспитание. Духовное и нравственное воспитание, популяризация научных знаний, эстетическое воспитание. Духовное и нравственное воспитание, популяризация научных знаний, эстетическое воспитание. Номер урока Содержание (разделы, темы) Количество часов Даты проведения План Факт Оборудование Характеристика учебной деятельности учащихся Введение (1 час) 1 Символика района (города), в котором я живу. 2 Времена года на Кубани. 3 Годовой исследовательский проект сезонных изменений. 1 Карта Краснодарского края, иллюстрации, рисунки. Природа родного края (12часов) 1 Дары осени (фрукты, овощи); картины кубанских художников. 1 Физическая карта Краснодарского края. Осознавать духовно – нравственный смысл понятия «малая родина». Характеризовать понятия «гимн», «флаг», «герб». Анализировать символику своего района. Изображать флаг, герб своего района (делать аппликацию). Демонстрировать знания правила поведения во время слушания гимна. Анализировать сезонные изменения в природе и жизни человека. Перечислять дары осени, классифицировать их и описывать. Анализировать картины художников, составлять натюрморт из фруктов и овощей, рисовать его. Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализировать Часть 1: «Уж небо осенью дышало». Формы поверхности моей местности. 4 Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов. 1 Физическая карта Краснодарского края. 5 Растительный мир моей местности. Растительный мир моей местности. 1 Фотографии, рисунки (растения Краснодарского края). 6 задание экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Характеризовать понятия: горная и равнинная часть Краснодарского края, физическая карта Краснодарского края, условные обозначения. Перечислять названия известных водоёмов, описывать занятия людей у водоёмов. Описывать Чёрное и Азовское моря, сравнивать их основные характеристики. Показывать моря на карте. Узнавать по описанию реку Кубань, находить и называть города, расположенные на её берегах. Называть водоёмы своей местности, составлять о них рассказ по плану. Анализировать правила поведения у водоёмов. Перечислять названия растений своей местности. Классифицировать растения на группы. Обобщение по теме. 7 Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. 1 Презентация «Лекарственные растения Краснодарского края». 8 Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. 1 Презентация «Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями». 9 Животный мир моей местности. Обобщение по теме: «Животный мир моей местности». 1 Таблица «Животный мир Краснодарского края». 10 Характеризовать культурные и дикорастущие растения. Описывать растения различными способами (научное описание, художественно поэтическое). Иллюстрировать свой рассказ фотографиями и рисунками. Характеризовать понятие «лекарственные растения». Перечислять лекарственные растения, произрастающие на Кубани, анализировать правила их сбора. Описывать способы применения лекарственных растений. Характеризовать понятие «ядовитые растения». Определять их основные признаки. Перечислять действия при оказании первой помощи при отравлении растениями. Перечислять названия животных своей местности. Классифицировать их. Составлять рассказ о 11 Красная книга Краснодарского края. 12 Правила защитников природы. Фотовыставка «Красная книга Кубани». диких и домашних животных, искать в энциклопедической литературе необходимые сведения о них. Анализировать внешний вид и повадки животных, опираясь на художественные произведения, картины художников, скульптурные произведения. Составлять рассказ о своём любимом животном, иллюстрируя рисунком или фотографией. Знать названия некоторых растений и животных, занесённых в Красную книгу Краснодарского края. Слушать рассказ учителя об исчезающих животных и растениях своего района. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрируя рисунком или фотографией. Анализировать с одноклассниками правила защиты природы. Рисовать (делать 13 Растения и животные в природе и жизни людей (исследовательский проект). 14 Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2: «Зимушка – зама, зима снежная была». 15 Улицы моего населённого пункта. Презентация «Растения и животные в природе и жизни людей» 1 Населённые пункты (6часов) «Зимушка – зама, зима снежная была». аппликации, фотографии) условные обозначения к данным правилам в виде запрещающих и разрешающих знаков. Понимать важность размещения этих знаков в различных общественных местах. Планировать и выполнять индивидуальный проект. Анализировать значение растений и животных в жизни человека. Создавать рекламу какому – либо изделию или продукту. Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки зимы, описывать особенности зимы в Краснодарском крае. Анализировать зимние занятия земляков. Изучать произведения художников, писателей о зиме. Называть улицы своего населённого пункта, главную улицу. Классифицировать названия по различным 16 История образования города. Глава города. 1 Презентация «История образования города». 17 Населённые пункты Краснодарского края. 1 Рисунки, фотографии. признакам. Называть фамилии людей, в честь которых названы улицы. Рассказывать об одном из них. Соотносить различные учреждения (образовательные, спортивные, культурные) с их местом расположения. Выстраивать вместе с учителем маршруты по улицам своего населённого пункта. Слушать рассказ об истории образования своего района, фиксировать дату образования, связанные с этим события. Называть глав района, описывать его деятельность. Характеризовать типы населённых пунктов: «район», «город», «станица», «село», «хутор», «аул». Классифицировать населённые пункты своего района. Находить различные типы населённых пунктов на карте своего района, 18 Где я могу проводить свободное время (исследовательский проект). 1 19 Защита исследовательских проектов «Где я могу проводить свободное время». 1 20 Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. 21 Особенности Презентации учащихся. Труд и быт моих земляков (11часов) 1 Презентация «Казачья станица». 1 Презентация называть их. Участвовать в групповом проекте, выбрав группу по схожим интересам. Описывать время своего времяпрепровождения, режим работы, направленность. Участвовать в групповом проекте, выбрав группу по схожим интересам. Описывать время своего времяпрепровождения, режим работы, направленность. Характеризовать понятия «станица», «хата». Перечислять материалы для строительства хат на Кубани, объяснять их выбор. Составлять рассказ о строительстве турлучных и саманных хат. Называть храмы, культовые сооружения религиозных конфессий своей местности. Перечислять календарные православные праздники, составлять рассказ об одном из них. Перечислять и описывать 22 казачьего быта. Особенности казачьего быта. «Особенности казачьего быта». 1 23 Уклад кубанской семьи. 1 24 Ремёсла на Кубани. 1 Презентация «Ремёсла на Кубани». 25 Труженики родной земли. 1 Презентация «Труд жителей моего родного города». 03.03 Иллюстрации «Уклад кубанской семьи». предметы казачьего быта. Оценивать духовно – нравственный смысл понятия «кубанское гостеприимство». Исполнять народную песню. Составлять рецепт блюда кубанской кухни. Характеризовать понятие «кубанская семья». Рассказывать о её традициях и укладе. Составлять рассказ о своей семье по плану, иллюстрируя рисунком или фотографией. Перечислять ремёсла, распространённые в своей местности. Составлять рассказ об одном из предметов быта, выполненном кубанскими мастерами. Описывать виды деятельности жителей своего района. Перечислять основные виды производства, профессии своих земляков, характеризовать их деятельность. Перечислять знаменитых земляков. Определять 26 Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Профессии и место работы членов моей семьи. 1 27 Мои земляки в годы Великой Отечественной войны. 1 28 Семья и семейные традиции. 1 понятие «Доска почёта». Фотоматериал. Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки весны, описывать особенности весны в Краснодарском крае. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Перечислять предприятия, на которых побывал во время экскурсии, профессии людей, работающих на этих предприятиях, описывать деятельность одного из них. Анализировать занятия земляков весной. Изучать произведения художников, писателей о весне. Презентация «Мои Слушать рассказы о земляки в годы Великой Отечественной Великой войне. Планировать Отечественной беседу с родными и войны». близкими. Моя родословная. Рассказывать о своей семье, используя план. Анализировать пословицы 29 Труд в моей семье (творческий проект). 1 30 Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4. «Здравствуй, лето!». 1 31 Родная земля. Родина. Поклонные кресты. 32 Духовные родники Презентации учащихся. Духовные истоки Кубани (4 час) 1 1 Презентация о семье. Выбирать стихотворения кубанских поэтов о семье. Выполнять индивидуальный проект. Планировать свои действия, выполнять по плану, корректировать, анализировать и оценивать полученные результаты. Анализировать изученные темы, перечислять темы, особо заинтересовавшие, а также те, вызвали затруднение. Ставить цели изучения кубановедения на следующий год. Планировать самостоятельно экскурсию, анализируя экскурсионный лист. Залог успеха детей – послушание родителям и уважение старших. Выполнение заповеди о семейных ценностях "Почитай отца и матерь твою...". Какой должна быть семья. Значение слова "благословение". Понятие "традиция". жизни. Религиозные традиции моих земляков. «Традиции казачьей семьи». 33 Красный угол. Икона. 1 34 «Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя» 1 Презентация «Воскресная школа». Православные традиции в казачьих семьях. Казак отец, глава семьи. Казачка – мать, хранительница домашнего очага. Что такое воскресная школа. Традиции воскресной и светской школы. Понятие "Родина", "малая Родина". Источники духовного становления человека.