МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Краснодарского края Администрация муниципального образования Абинский район ООШ № 34 УТВЕРЖДЕНО от «30» августа 2024 г. (протокол №1) Директор МКОУ ООШ №34 И.В.Поливара 30.08.24г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА по русскому языку Функциональная грамотность «В мире слов» для обучающихся 3 класса хутор Ленинский 2024 Пояснительная записка Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе. А для школьника - средством успешного обучения в школе. С одной стороны богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Данная программа развивает у детей творческие способности, познавательные интересы, самостоятельную мыслительную деятельность, формирует у них культуру речевого поведения, даёт возможность практической реализации творчества, формирует у учащихся положительное отношение к изучению родного языка, развивает личностные качества, воображение, мышление, умение делать логические выводы, побуждает к наблюдательности. Развитие речи – одно из направлений работы на всех занятиях данного кружка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по наблюдениям, картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: всестороннее развитие учащихся; расширение кругозора, интеллекта, личностных качеств; расширение в занимательной форме знаний и умений учащихся о наиболее трудных вопросах русского языка; пробуждение интереса к русскому языку; выявление интересного в языке с помощью необычных, занимательных приёмов и форм работы; подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам по русскому языку. ЗАДАЧИ: Обогащение словарного запаса учащихся. Развитие связной устной и письменной речи. Развитие самостоятельной познавательной деятельности. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, за построением сложных предложений, за правильностью употребления форм слова. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов. Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры. Формирование у детей чувства языка. Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой. Данная программа направлена на активизацию познавательной деятельности учащихся, повышение интереса к учению, развитие творческих способностей каждого ученика. Кружок «Родной язык» предназначен для учащихся 3 класса. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. МЕТОДЫ, ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТ: наглядность, дифференцированный подход, индивидуальная работа, использование различных раздаточных материалов, проведение интеллектуальных игр, использование занимательных материалов, энциклопедических пособий, материалов повышенной трудности и др. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Учащиеся должны уметь: самостоятельно пополнять знания порусскому языку; пользоваться основными источниками информации, владеть приёмами работы с информацией; выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа; строить умозаключения, уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое суждение; создавать самостоятельные устные и письменные сообщения с использованием изобразительных средств языка. ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ: тесты, викторины, интеллектуальные конкурсы, предметные олимпиады. Учебно-тематический план Введение – 1 час «Слово» - 16 часов «Предложение. Текст» - 17 часов Содержание программы «Слово» Совершенствование умений звукобуквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов. Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова сизученными орфограммами. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», «окончание».Упражнение в разборе слов по составу, в словообразовании. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над синонимами, омонимами, антонимами. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; составлять словосочетания. «Предложение. Текст» Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные. Предложения распространённые и нераспространённые. Развитие читательских умений. Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по наблюдениям, картинкам и опорным словам). ЛИТЕРАТУРА: 1. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М.: Астрель, 2002. 2. Волина В.В. Весёлая грамматика. М.: Знание, 1995. 3. Касаткина Н.А. Занимательный материал к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады). Волгоград: Учитель, 2005. 4. Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. М.: АРКТИ, 2006. 5. Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М.: Просвещение, 1992. 6. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. Практикум для учащихся (1-4 классов) М.: ВАКО, 2005. 7. Минскин Е.Н. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987. 8. Материалы журналов «Начальная школа» 9. Никитина Е.И. Русская речь. Пособие по развитию связной речи. М.: Просвещение, 1991. 10. Ракитина В.А., Рыжанкова В.Н. Повышаем грамотность детей с помощью ребусов. С-Пб.: Детство ПРЕСС, 2007. 11. Сергеев В.Н. Словари - наши друзья и помощники. М.: Просвещение, 1984. 12. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. М.: Просвещение, 1981 13. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие. М.: Рост-книга,2005. 14. Зак.А. Серия книг по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся. М.: НПО «Перспектива», 1993: «Познавать играя». Приложение Календарно-тематическое планирование № Содержание Дата 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23-24. 25-26. 27-28. 29-30. 31. 32-33. 34. (разделы, темы) Введение. Речь в жизни человека. Слово. Наши друзья и помощники – словари. Знакомство с фонетикой. Какие звуки изучает фонетика. Пульс в слове (ударение). Что такое орфография. Сомнительные согласные в корне слова. Слова-родственники. Как разобрать и собрать слово. В мире слов или что такое лексика. Многозначность слов. Слова-близнецы (омонимы). Слова-друзья (синонимы). Антонимы. Крылатые слова. Изобразительные средства языка художественных произведений. Работа над словосочетанием. Предложение. Текст. Предложение. Виды предложений. Работа над предложением. Текст. Работа над заголовком. Работа с текстом. Словесное рисование. Работа по серии картинок. Свободный диктант. Работа над изложением. Работа над построением (структурой) сочинения. Сочинение по наблюдениям Сочинение по картине. Загадки. Пословицы и поговорки. КВН «Ты наш друг, родной язык»