Функциональная грамотность 3 русский язык 3 Рабочая программа

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Краснодарского края
Администрация муниципального образования Абинский район
ООШ № 34

УТВЕРЖДЕНО
от «30» августа 2024 г.
(протокол №1)
Директор МКОУ ООШ №34
И.В.Поливара
30.08.24г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
по русскому языку
Функциональная грамотность
«В мире слов»
для обучающихся 3 класса

хутор Ленинский 2024

Пояснительная записка
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления,
интеллекта является его речь.
Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности
человека в современном обществе. А для школьника - средством успешного обучения в
школе. С одной стороны богатство речи в большей степени зависит от обогащения
ребёнка новыми представлениями и понятиями, с другой - хорошее владение языком,
речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества.
Данная программа развивает у детей творческие способности, познавательные интересы,
самостоятельную мыслительную деятельность, формирует у них культуру речевого
поведения, даёт возможность практической реализации творчества, формирует у
учащихся положительное отношение к изучению родного языка, развивает личностные
качества, воображение, мышление, умение делать логические выводы, побуждает к
наблюдательности.
Развитие речи – одно из направлений работы на всех занятиях данного кружка.
Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и
анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи
конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной
устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие
связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших
сочинений по наблюдениям, картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических
навыков.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
всестороннее развитие учащихся; расширение кругозора, интеллекта, личностных качеств;
расширение в занимательной форме знаний и умений учащихся о наиболее трудных
вопросах русского языка; пробуждение интереса к русскому языку; выявление
интересного в языке с помощью необычных, занимательных приёмов и форм работы;
подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам по русскому языку.
ЗАДАЧИ:









Обогащение словарного запаса учащихся.
Развитие связной устной и письменной речи.
Развитие самостоятельной познавательной деятельности.
Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью
слов в предложении, за построением сложных предложений, за правильностью
употребления форм слова. Самостоятельное конструирование словосочетаний,
предложений, продуцирование текстов.
Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви
и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и
уважения к языку как части русской национальной культуры.
Формирование у детей чувства языка.



Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и
познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её
правильной, точной, богатой.

Данная программа направлена на активизацию познавательной деятельности учащихся,
повышение интереса к учению, развитие творческих способностей каждого ученика.
Кружок «Родной язык» предназначен для учащихся 3 класса.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 40 минут.
МЕТОДЫ, ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТ:
наглядность, дифференцированный подход, индивидуальная работа, использование
различных раздаточных материалов, проведение интеллектуальных игр, использование
занимательных материалов, энциклопедических пособий, материалов повышенной
трудности и др.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Учащиеся должны уметь:
самостоятельно пополнять знания порусскому языку;
пользоваться основными источниками информации, владеть приёмами работы с
информацией;




выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа; строить
умозаключения, уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое
суждение;
создавать самостоятельные устные и письменные сообщения с использованием
изобразительных средств языка.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ:
тесты, викторины, интеллектуальные конкурсы, предметные олимпиады.

Учебно-тематический план
Введение – 1 час
«Слово» - 16 часов
«Предложение. Текст» - 17 часов

Содержание программы
«Слово»

Совершенствование умений звукобуквенного анализа слов, постановки ударения в словах,
различения ударных и безударных слогов.
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова
сизученными орфограммами.
Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс»,
«окончание».Упражнение в разборе слов по составу, в словообразовании.
Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько
значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений
слова. Наблюдение над синонимами, омонимами, антонимами.
Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в
зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; составлять
словосочетания.
«Предложение. Текст»
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные,
побудительные; восклицательные и невосклицательные. Подлежащее и сказуемое –
главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Умение
находить в предложении главные члены и второстепенные. Предложения
распространённые и нераспространённые.
Развитие читательских умений. Развитие умения делить текст на части с опорой на
абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений,
небольших сочинений по наблюдениям, картинкам и опорным словам).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках
русского языка. М.: Астрель, 2002.
2. Волина В.В. Весёлая грамматика. М.: Знание, 1995.
3. Касаткина Н.А. Занимательный материал к урокам обучения грамоте и русского
языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады). Волгоград:
Учитель, 2005.
4. Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. М.: АРКТИ, 2006.
5. Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М.: Просвещение, 1992.
6. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. Практикум для
учащихся
(1-4 классов) М.: ВАКО, 2005.
7. Минскин Е.Н. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.
8. Материалы журналов «Начальная школа»
9. Никитина Е.И. Русская речь. Пособие по развитию связной речи. М.: Просвещение,
1991.
10. Ракитина В.А., Рыжанкова В.Н. Повышаем грамотность детей с помощью ребусов.
С-Пб.: Детство ПРЕСС, 2007.
11. Сергеев В.Н. Словари - наши друзья и помощники. М.: Просвещение, 1984.

12. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах.
М.: Просвещение, 1981
13. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных
способностей: Методическое пособие. М.: Рост-книга,2005.
14. Зак.А. Серия книг по развитию интеллектуальных и творческих способностей
учащихся. М.: НПО «Перспектива», 1993: «Познавать играя».

Приложение

Календарно-тематическое планирование
№

Содержание

Дата

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23-24.
25-26.
27-28.
29-30.
31.
32-33.
34.

(разделы, темы)
Введение. Речь в жизни человека.
Слово.
Наши друзья и помощники – словари.
Знакомство с фонетикой. Какие звуки изучает фонетика.
Пульс в слове (ударение).
Что такое орфография.
Сомнительные согласные в корне слова.
Слова-родственники.
Как разобрать и собрать слово.
В мире слов или что такое лексика.
Многозначность слов.
Слова-близнецы (омонимы).
Слова-друзья (синонимы).
Антонимы.
Крылатые слова.
Изобразительные средства языка художественных произведений.
Работа над словосочетанием.
Предложение. Текст.
Предложение. Виды предложений.
Работа над предложением.
Текст. Работа над заголовком.
Работа с текстом. Словесное рисование.
Работа по серии картинок.
Свободный диктант.
Работа над изложением.
Работа над построением (структурой) сочинения.
Сочинение по наблюдениям
Сочинение по картине.
Загадки.
Пословицы и поговорки.
КВН «Ты наш друг, родной язык»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».